Слово "нийя" по словарю означает намереваться, решаться на что-либо. В шариате оно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим действием. В Исламе намерение необходимо при каждом деянии.

Хадис передается от Умара радияллаху анху:

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Поистине, деяния - только по намерениям. И поистине, каждому человеку - только то, на что он намерился. Чье же переселение был о ради Аллаха и Его Посланника, то его переселение - ради Аллаха и Его Посланника. Тот, чье переселение было ради земной жизни, достигнет ее. Или (ради) женщины, то женится на ней. И его переселение - ради того, ради чего переселился.

Все зависит от намерения (нийя). Деяния могут быть одинаковыми, но в зависимости от намерения они могут давать разные результаты.

Например, человек сидит в мечети. Если он намерился просто отдохнуть, то это будет обычным действием. Он отдохнет, но награды (саваб) за это не получит. Но если он будет сидеть в мечети с намерением совершить иътикаф (пребывание в мечети для поклонения Аллаху, отчуждаясь от мирских дел), то это является поклонением. Если он делает это, стремясь подражать Пророку саллаллаху алайхи васаллам, потому что это его сунна, его пребывание в мечети превратится в настоящее поклонение. За это получит большие воздаяния. Человек умывается в бане. Если он умывается с намерением совершить гусл (полное омовение), считая это требованием шариата, то это будет поклонением. Но если он умывается просто для очищения, то это будет обычным явлением из-за отсутствия намерения об ибадате. За это он не получит саваб.

Шариат велит нам заключать брак, строить семью.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:

Никах (бракосочетание) - это моя сунна. Кто отвернулся от моей сунны, тот не от меня.

Поэтому, семейная жизнь человека, намерившегося заключить никах согласно шариату, станет поклонением. Человек, который женился только для того, чтобы удовлетворить свою похоть, добьется желаемого, но не получит воздаяния.

По шариату Ислама крестьянин, работающий на поле, токарь у станка, ремесленник за своим ремеслом, служащий, исполняющий свои обязанности или интеллигент, занимающийся умственным трудом, одинаково будут служить Аллаху, если они работают с намерением: "наша религия предписала мне (ваджиб) обеспечивать свою семью дозволенным путем, я заработаю дозволенным путем (халал) и прокормлю семью". Человек и с другими намерениями может достигнуть своей цели, но не достигнет награды и воздаяния. Кормление своих животных и уход за ними с намерением: "В нашем вероисповедании велено быть милостивым по отношению к животным, не оставлять их без пищи и воды", также считается поклонением и это воздастся савабом. Однако то же самое с намерением хорошо откормить скотину, чтобы она набрала вес, продать и заработать хорошие деньги, будет обычным делом. Человек получит большое количество мяса, заработает денег и богатств, но за это не получит воздаяния.

Это правило можно применить в жизни человека абсолютно ко всему. Соблюдая это золотое правило, можно превратить в поклонении каждую минуту человеческой жизни, даже его сон. Есть хадисы, которые гласят, что человек, который после ночного намаза лег спать с омовением, а затем встал и совершил новое омовение для предрассветного намаза, получит столько воздаяний, сколько получит тот, кто всю ночь не прерывно совершал поклонение.

Если человек ведет праведную жизнь, ест и пьет, с намерением прожить согласно предписаниям Аллаха, то и это будет поклонением.

Поэтому мы говорим, что Ислам не делит жизнь человека на религиозную и мирскую жизни. Это проявление смысла слов Аллаха: "И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне".

Это и есть проявление легкости, простоты Ислама. Все, что в других религиях и строях считается обычными необходимым, в Исламе легко превращается в поклонение. Достаточно лишь сделать соответствующее намерение.

Благим намерением, стремлением держаться пути чистоты и дозволенного по указаниям шариата человек может легко превратить в поклонение Аллаху каждый миг своей жизни, каждое свое действие, ибо Ислам имеет предписания по каждому случаю человеческой жизни.

Хадис передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

Пророк саллаллаху алайхи васаллам, повествуя от своего Господа, говорит:

Поистине, Аллах записал все хорошее и все плохое. Затем Он изложил их. Кто вознамерился на одно доброе дело, но не смог его осуществить, то Аллах запишет ему у Себя одно полноценное добро. Если же вознамерится на него и осуществит его, то Аллах запишет ему у Себя от десяти до семьсот, а то и в несколько раз больше того добрых дел. Если кто решится на одно плохое дело, но не осуществит его, то Аллах запишет его у Себя как одно доброе дело. Если он решится (на плохое) и осуществит его, то Аллах запишет его как одно плохое дело.

Пояснение: Человек вознамерился на зло. Но потом, побоявшись греха, неминуемого возмездия Аллаха, он не сделал этого. Уже за это он будет вознагражден.

Человек, отказавшийся от зла из-за боязни перед Аллахом, считается совершившим добро, он начнет делать добро. А такая награда постоянно будет призывать его к хорошему.

Чтобы заслужить воздаяние за сознательный отказ от зла, на который человек вознамерился, прежде всего необходимо отказаться от этого зла только из-за боязни перед Аллахом. Если он откажется от этого по другой причине, тогда ему будет записан грех в соответствии с его скверным намерением.

Слово "ихлас" по словарю означает очищение, преданность. В шариате оно обозначает поклонение человека Аллаху так, как будто он видит Его наяву.

С ихласом предаваться религии Аллаха достигается поклонением, нацеленным только на Самого Аллаха, думая только о Его довольстве. Ихлас - это суть поклонения. Человек, вставший на праведный путь, должен поклоняться Аллаху только с ихласом. Человек должен совершать деяния, будучи охваченным ощущением присутствия Аллаха, как будто видит Его воочию.

Таково требование Творца!

Слово "илм" (знание) по словарю означает постижение чего-либо так, как оно и состоит в реальности.

"...Поистине, боятся Аллаха из Его рабов лишь ученые (знающие)" (Сура "Фатир", аят 28).

"Разве равнятся те, которые знают, и те, которые не знают?" (Сура "Зумар", аят 9).

"И те примеры - Мы приводим их людям, не разумеют их никто, кроме ученых" (Сура "Анкабут", аят 43).

Пояснение: В этих трех аятах речь идет о достоинствах знания и достоинствах ученых.

В первом аяте утверждается, что возвышают Аллаха и боятся Его только те, кто владеет знанием. Значит, незнающий человек не боится Аллаха и не причащает Его. Опыт подтвердил эту истину Корана. Специалисты по различным областям науки и знания, объявив о своем веровании в Аллаха, утверждали и утверждают невозможность проживания без веры.

Во втором аяте речь идет о невозможности уравнения знающих и незнающих. Указывается, что знающий всегда будет выше и считается достойным человеком, а незнающий лишен этого.

А в третьем аяте утверждается важность знания и в том, чтобы осознать приведенные проблемы и извлечь из них выводы. Это также является вознесением знания и ученого.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот. Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах. Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах. Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему. Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай. Если какая-либо община, собравшись в одном из домов Аллаха, читает Книгу Аллаха, изучает ее, воистину на них снизойдет сакийна (покой), их окутает милость, их окружат ангелы и Аллах будет упоминать о них наряду с присутствующими перед Собой. Того, кого отодвигает назад его деяние, не сможет продвинуть вперед его родовитость (происхождение).

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам упоминает о нескольких благих деяниях, которые должны выполнять мусульмане, а также о наградах, воздаваемых мусульманам, совершившим эти деяния. Этим он призывает свою умму - нас с вами - к совершению таких деяний. Давайте рассмотрим эти деяния и их результаты:

1. "Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот".

В этом благословенном изречении Пророка саллаллаху алайхи васаллам содержится призыв к каждому уверовавшему оказывать помощь в устранении трудностей, выпавших на долю другого верующего.

В этом мире на долю людей часто выпадают различные переживания, трудности и тяготы. Человек, на чью долю выпали тяготы, ожидает помощи от своих близких. Ему одному нелегко выстоять против трудностей.

Настоящий мусульманин - человек, заботящийся о загробном мире, будет следовать этому хадису, будет стараться устранить трудности, выпавшие на плечи своего собрата. Этим он устранит одну свою тяготу в Судный день. Получается, что он действовал не для кого-то, а для себя. Поэтому он не должен требовать за это благодарения от своего собрата, на кого выпали трудности, а должен благодарить его, говоря: "О брат мой, да воздаст тебе Аллах, по твоей причине я избавился от одной тяжести Судного дня".

2. "Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах".

В этом мире постоянно встречаются люди, живущие в трудном положении - бедности. Таким создан мир. И в мусульманском обществе встречаются те, которые находятся в тяжелом положении, нищете и безысходности. В хадисе ясно излагается, как должны относиться к таким лицам остальные мусульмане.

Каждый мусульманин должен стремиться облегчить тяжесть своего собрата, живущего в бедноте. Если он испытывает трудности в одежде, то нужно купить ему одежду. Если испытывает трудности в пропитании, то нужно обеспечить его пропитание. За помощь, оказанную верующему в трудном положении, Аллах облегчит его дела как в этом, так и в загробном мирах.

3. "Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах".

Человек, скрывший недостаток другого, на самом деле скроет свой недостаток. За этот поступок Всевышний Аллах скроет его недостаток как в этой, так и в загробной жизни.

4. "Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему".

Это означает, что если ты поможешь другому, Аллах поможет тебе. Сильным является то общество, в котором люди живут, постоянно помогая друг другу. Потому как взаимная помощь улучшает взаимоотношения людей, превратит их в друзей, собратьев, научит устранять различные трудности вместе, совместными усилиями, сообща. Поэтому Ислам всегда призывает мусульман к взаимопомощи. Мусульманину, помогавшему своему собрату, обещается помощь в несколько раз больше.

5. "Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай".

Поиск знаний - это начало становления на пути в рай. Человек, идущий по пути знания, в конце наткнется на ворота рая, иншааллах! Это означает, что если мусульманин приложит усилия к знаниям, полезным для себя, для общества, для человечества, считая это велением Аллаха, требованием Ислама, то он встанет на путь, ведущий в рай. Всевышний Аллах облегчит ему путь в рай.

6. "Если какая-либо община, собравшись в одном из домов Аллаха, читает Книгу Аллаха, изучает ее, воистину на них снизойдет сакийна (покой), их окутает милость, их окружат ангелы и Аллах будет упоминать о них наряду с присутствующими перед Собой".

Когда в хадисах говорится "дома Аллаха", подразумеваются мечети. Все, кто сидит в одном из мечетей, читает и изучает книгу Аллаха - Благородный Коран, достигнут упомянутого в этом хадисе уровня. В этом хадисе им обещается четыре великих степени:

а) "Воистину на них снизойдет сакийна (покой)".

Слово "сакийна" взято от слова спокойствие, означает собранность и покой души, всестороннее спокойствие, умиротворение, успокоенность.

б) "Их окутает милость".

Людей, сидящих в той мечети и читающих Коран, изучающих ее смысл и предписания, окутает милость Аллаха. Наверное, для мусульман нет лучшего состояния, чем быть окутанным милостью Аллаха!

в) "Их окружат ангелы".

Тех людей, кто сидит в мечети, читает и изучает Коран, из-за почтения к Корану окружат ангелы.

Если в мире есть община людей, которую с почтением окружают ангелы, то это будет именно эта община. Наверное, нет более блаженного статуса для каждой мусульманской общины!

г) "Аллах будет упоминать о них наряду с присутствующими перед Собой".

"Присутствующие перед Аллахом" - существа (ангелы) высшего статуса, называемые "Малаъилаъла". Это наивысший статус, в котором могут пребывать создания. С ними Аллах будет упоминать те общины, которые собравшись в мечети, читают и изучают Коран.

7. "Того, кого отодвигает назад его деяние, не сможет продвинуть вперед его родовитость (происхождение)".

В Судный день каждому будет воздано не по происхождению, а по деянию. Тот, у кого были хорошие деяния, продвинется вперед и достигнет наивысших уровней, независимо от своего происхождения.

Тот, у кого были плохие деяния, отодвинется назад. Независимо от величия и знатности происхождения, его дела вперед не продвинутся. Поэтому никто не должен уповать на свою родовитость или гордиться этим. Напротив, каждый должен прилагать усилия, чтобы больше творить добро.

twitter twitter twitter twitter twitter Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру