Письма с Кипра (письма родным - личные впечатления русской девушки, мурида, от пребывания при ее духовном наставнике Шейхе Назиме Аль-Хаккани, 2003 год, октябрь-ноябрь)
Ассаляму алейкум, наши родные. Наконец-то могу порадовать вас своей весточкой, тем более Всевышний дал мне возможность спокойно напечатать письмо. В салоне Интернета это было поти невоможно, неудобно, шумно и неприятно. А теперь даже русскими буквами. Один наш знакомый дал мне на время пользоваться его ноутбуком.
Шейх дал мне ещё одну книгу для перевода. Причём очень интересно это произошло: мы читали Намаз Магриб позади Шейха. Выполнив все положенные ракаты, он не сразу встал, а сидел молча, как бы в медитации, а я как раз позади него. Я установила связь своего сердца с его, было очень интересное ощущение, потом он наконец встал, неожиданно подошёл к полке книг, которых у него немеряно. Все стоят, наблюдают. Начал рыться на полке, вытащил книгу и обратился ко мне: "Мунира, вот возьми книгу, прочти и переведи". Хотя я вовсе его не просила найти мне книгу, прежде, когда я спросила Шейха, что дальше переводить, он сказал: как твоё сердце подскажет, пожелает. Видимо, его озарило, после молитвы, и он потому так поступил. Потом, через несколько дней он спросил, начала ли я читать книгу. Эта книга не для начинающих, я думаю, это уже для углубления веры и даже скорее она полезна для меня самой, недаром он интересовался, читаю ли я эту книгу.
А потом ещё через несколько дней спросил, прочла ли я книгу. А недавно спросил, не начала ли я ещё переводить. Он никогда меня так не подгонял, видимо, за этим кроется смысл, Всевышний знает лучше. Я ему сказала, что у меня тут нет компьютера, когда поеду обратно в Англию, то начну, иншааллах. Но я всё равно начала, на бумаге писать, но потом подумала: ведь это двойная работа получается: так бы я сразу на экран буквы с ходу выводила, а то сначала писать, да ещё потом почерк разбирать, и печатать. Альхамдулиллях, нам достали комп у одного американца, он тут живёт.
Шейх Назим на 3 дня поместил нас с мужем в дом отдельный с шикарным видом на горы и просторы, хозяева отсутствовали некоторое время, и они дают ключи Шейх Назиму для его мюридов. Вчера вечером вернулась в дом, где женщины живут, хозяева приехали. Было неплохо сделать перерыв да и побыть вдвоём после трёх уже прошедших недель. А этот дом, где мы, женщины, живём, очень большой: и мы все вместе убираем, готовим, поливаем цветы, куры тут, кошки... Как в деревне. А мужчины в Дерге живут. Но супруг сейчас переехал в дом частный живёт с Мустафой, нашим другом из Ирландии. Он, наверное, Рамадан пробудет тут, а потом поедет в Германию, иншааллах. Да, в том доме, только мужчины живут, потому я туда въехать не могу, большие две комнаты, там все штабелями в спальных мешках спят. Нет возможности, чтоб все семейные пары разместить, это сколько же тогда домов, да хотя бы и комнат нужно.
А вот что ещё хотела поделиться. Однажды в понедельнк мне сон приснился про жену Шейха Назима, я после Зикра днём у нас в Гэст Хаус сказала ему об этом. Он раскрыл значние сна, а потом я упомянула про русских людей, я еще раньше просила его, чтоб он читал Дуа за нашу нацию, за раскрытие духовности и т.д. И в тот день он загадочно улыбнулся и говорит: не волнуйся. Его учитель, предшественик, Абдуллах Дагестанский взял его в другое духовное измерение и Шейх Назим увидел следующее: молодое поколение, красивые лица, русские становятся Накшбандийцами, мусульманами. Он описал мне это, что он видел. И сказал: не волнуйся. Я спросила: могу ли я ещё что-то сделать для своего народа. Он ответил: согласно твоему вдохновению. То есть если сердце что-то подскажет. Иншааллах...
Самия и её дочь Фатина, ливанка, она следит за этим домом, где мы женщины живём и вкусно готовит, и завтраки тут очень обильные и разнообразные. Да вознаградит её Аллах: каждый день без выходных, безо всякой платы трудится в поте лица, ради Аллаха Всевышнего. Ведь правду она говорит: если ты думаешь, что делаешь, работаешь для людей, то можно кричать караул: без выходных, без выездов куда-либо, даже в город не ходит с утра до ночи: стирка, готовка, уборка и т.д. А если делаешь намерение, что трудишься ради Аллаха, то ОН тебя и поддержит, и вознаградит, и даст пропитание, и сделает лёгким выполнение твоего ежедневного труда (кстати, об этом, примерно, и идёт речь в книге, которую я сейчас перевожу). А если работаешь на свои физические желания и для этого мира только, то и десятая часть того, что Самия делает будет усталостью и бременем. Я помогаю ей как могу, с утра раннего. Всё успеваем, аль-хамдулиллях.
Тут жарко очень, хотя конец октября. 26-27 ведь рамадан начинается, так? Желаю встретить с почётом, иншааллах.Да поможет вам Всевышний выдержать его в нелёгких условиях:
А этот исламский месяц Шабан тоже очень важен, мы ударно постимся тут все каждый понедельник и четверг, и ведь правда, пост выравнивает вес, я не худею, а поправляюсь, вот она, барака!
На этом заканчиваю письмо. Мои молитвы за всех вас и ваших близких, окружение.
Саляму алейкум, наши!! Спасибо за письмо и душевное пожелание к началу Рамадана.
...Там , где человек, там и нафс (эго) и все оттуда исходящее. А чем ближе верующий к Богу приближается, тем ему и тестов, проверок на веру бывает больше.
И это также и очень хорошая школа жизни здесь. Мне кажется, если её пройдёшь, то уже в обыкновенном обществе легче быть и сосуществовать с другими людьми. Ведь представьте себе: человек 20-30 женщин (или мужчин, ещё больше: их там человек 100) собираются вместе из разных стран, разное вопитание, привычки, стиль жизни, многие с грудными или малыми детьми даже приезжают, и все со-существуют вместе 24 часа в сутки КАЖДЫЙ ДЕНЬ! Ведь когда мы на работе или ещё в каом коллективе, мы максимум 12 часов находимся вместе, а потом ведь все разбегаются по своим домам, и забывают обо всём, и дома кушают и т.д, и что хотят делают, а тут - это и есть наш дом. Это очень хорошая школа, и многим западным людям особенно в первый раз очень трудно и странно всё, ведь у них слвершенно другие привычки и стиль. Они привыкли для себя в основном. Вот, напрмер, простой пример: если кто идёт на кухню делать чай, то себе любимому, а здесь учаться делать всем, и делиться. Многие думают, что это как костел, а это просто ДОМ, как твой собственный дом, и как если бы ты дома что делала, так и тут: надо полы помыть, мой, или мусор вынести, многие думают, что кто-то, "тётя" за них это будет делать, а ты сам, не жди. Здесь нет обслуги. Самия не может всё абсолютно охватить в таком большом доме, 2 сада, живность и т.д. Она говорит некоторым: учись делать без подсказки, по наитию.
Когда сюда приезжаешь, то всё, начиная от аэропорта является тестом. Это не турпоездка, а ощущаешь, что совсем другая энергия. Что-то вроде паломничества, даже труднее. Да, все гооврят, кто в Хадже был, что это испытание поболее Хаджа для твоего нафса. И это хорошо. Жизнь есть жизнь - это не только цветочки. Особенно здесь: например в жизни это обычные люди в миру, ровные, а почему? Т.к. нафс, эго наше спит, мы его не трогаем, оно нас не трогает, но и не чтится оно. А здесь энергетика и Зикр: это типа как река, которую начинают палкой мешать, и всякая бяка наружу тогда и диву даёшься, как себя люди проявляют. Вот и познаётся кто есть кто. Как поведёт себя человек в критической ситуации. Сюда хорошо послать мужа будущего, ему проверку устраивать.
Мы все как путешественники тут в одной упряжке, члены одного экипажа.
Говорят, сюда хорошо приезжать "пустым", без ожиданий и надежд, быть как вода. Принимать всех и всё как есть. В обычной жизни люди разочаровываются или страдают, так как возводят кого-то на пьедестал, а этот человек оказывается не такой, или возлагают надежду на какое-то дело, "предприятие" дела, а потом рушатся мечты. Ммм..опять трудно объяснить, но мысль ясна. Просто быть.
Здесь слышишь в основном, немецкую речь. Пожалуй, немцев здесь большинство. Ислам подходит их натуре, говорил Шейх Назим.
А вообще много тут языков, акцентов английского языка бесконечное множество. Особенно интересно наблюдать, когда общаются двое: одна спрашивает по-французски, а ответ идёт на английском, и так прекрасно понимают друг друга, или дети: играют вместе и разговаривают один на турецком, один на английском, другой на немецком.
А у Шейх Назима есть огромный тульский самовар, из которого он с гостями во время Рамадана пьёт чай. Это уже наверное музейная реликвия, так необычно: медный, литров десять, чая много тут пьют, и сверху угольки кладут, чтоб чай подоревать, а вниз там где-то пепел падает (как мне объяснили). Это они в Стамбуле давно покупали, там русскими буквами на старорусском написано: Товарищесто Тульских... Не помню кого...
И тем не менее нам здесь очень нравится, т.к. на каждую трудность чувствуешь, посылается и "вакцинация", духовная протекция. Даже диву даёшься. Дома и в обычной ситуации уже валился бы с ног, столько работы провернуть с утра до вечера не присев, а тут всё горит в руках, да м много значит, что не один как сыч. Или когда конфликт у кого-то или болен кто, дома уже забежал бы, а тут как-то по-другому, не знаю, трудно объяснить.
Разные блюда тут сочиняют, кто откуда, и готовят. Но со средиземноморской кухней трудно тягаться. Самия мног лет изучала всё о приготовлении пищи и об формлении блюд, такая еда, как в ресторане. Не просто наготовить-накуролесить на такую ораву, а блюда для гурманов и красиво оформленные и каждый раз что-то разное, это сколько же надо знать блюд.
Немка одна приехала, она тут живёт, просто в Германию ездила, сказала, что одна женщина летом приезжала из Москвы русская, тоже последователь Шейха Назима, и что она тоже одну его книгу перевела. Она дала мне свой и-мэйл, было бы интересно познакомиться. Я и не думала совсем, что в России кто-то его знает, и всегда хотела хоть с кем-то из русских познакомиться, кто его последователь, и вот субханаллах. Она вроде профессор в университете. Иншааллах.
Так особо не тянет домой, но всему есть предел. Гостиница, этот дом лучше.
Приезжала одна англичанка, такая классная женщина, Патриция. Она приняла ислам тут и Баят с Шейхом, она ездит каждое лето в Сибирь, в Омск, у них программа, проекты в области медицины. Они проводят семинары, практикумы на тему туберкулёза, СПИДа. Говорит, что россияне не осознают, насколько заражено население, скрывают реальные цифры.
- Здравствуйте, наши! Ну и вот очередное письмо не спеша, не в салоне.
Я такая счастливая, что здесь нахожусь, да ещё и длительный период. Столько людей мечтают сюда приехать, но у всех разные обстоятельства: с деньгами ли проблема или работа не позволяет отлучиться, и значит надо пользоваться шансом, не только для себя но и другим донести своё опыт. Ведь люди так устали от повседневности, и такие описания для них как свежий бриз в летний зной.
Ну вот, уже движемся к концу Рамадана, иншааллах, осталось немного, но сейчас самые важные дни. Иншааллах.
Народу прибавляется резко, т.к. все хотят захватить здесь последние 10 дней и встретить вместе Праздник Разговления. Позавчера приехало 10 человек из Сингапура! Представляете, уж не думала, что и там окажутся ученики Шейха Назима. Но потом вспомнила, ведь он ездил в Бруней, Принц принял Баят от него, и в Сингапуре был, ну и конечно же в Малайзии, там очень много Накшбандийцев. Мне сразу эти сингапурцы так Вьетнам напомнили, такие смешные, такой теплотой повеяло от них, когда я их увидела.
Бабуси, и женщины среднего возраста и их дети(даже больше чем 10 человек, пожалуй). 25 часов в дороге, представляете! У них там жара, а тут они бедненькие во время Сухура (утреннего принятия пищи до начала рассвета) холодина (ну не так, как в Англии, конечно, летний холод), туалеты также на улице, и омовение холодной водой - температура падает резко после захода солнца, мы как раз в долине, повсюду окружены горами, в горах всегда ночью намного холоднее.
Я сейчас к мужу перебралась в тот дом, где он живёт. Его друг уехал в Ирландию, тот немец (про которого видео я смотрела) тоже, там только американская семья: муж, жена и сын, на первом этаже в комнате, мы на втором. Но если народу резко прибавляется, Шейх может послать сюда партию мужчин (Дерга трещит от народу уже), тогда обратно пойду в Гэст Хаус (Гостевой Дом).
Я уже привыкла к Гэст Хаусу. Утром первыми пробуждаются дети, шумят, на ногах. Мамы им завтрак готовят. Потом остальные по-одному. Самиа вообще спит по 4 часа только, говорит, ей больше не надо, у неё много энергии, от Зикра, и свыше, она ведь и лечит также, и вообще всё чувствует. Подтягивает народ, помогать на кухне, готовиться к Ифтару и к обеду. Мы все едим в доме Шейха, 5 минут ходьбы, но Самиа любит что-то понести вкусное. Там у них своя кухня, свои повара, две женщины. Утром мужчины привозят свежее молоко от коров Шейха, мы его кипятим. Приносят овощи с поля. Начистить, что-то заморозить на будущее, чтоб не пропадало, что-то на консервацию, на варенье, на готовку - что куда. Некоторые девушки шьют шторы, обустраивают Гэст Хаус - многие относятся к этому дому с душой, как к своему дому, и тогда чувствуешь хорошее биополе. А не так: поел, поспал хоть как и побежал, смыться от подмоги на кухне, весь день на море и т.д. Ведь только когда каждый будет вкладывать частичку своей души, только тогда это работает и течёт энергия. Вместе весело работать: с шутками, прибаутками, делятся опытом - кто как пришёл к этому пути.
Сегодня, как обычно по понедельникам, Шейх приезжает прямо к нам в Гэст Хаус, Зикр для женщин только. После зикра он все время конфетами кидается. Кто поймает, тот очень рад. (Ведь баракят от Шейха). Через весь зал конфеты летают, шейх еще шутить очень любит, хотя строг и отругать может.
А также отдельно в руки конфету дает. Почти всем по одной, а мне всегда две, так как, я думаю, вторую для Терри, это он намечает. И вообще всегда, когда к нему ребенок подходит, у шейха всегда в кармане конфеты про запас, всем детям дает.
А так каждый день Зикр после молитвы Иша, а теперь и Таравих во время Рамадана у него в доме. Мужчины на одной половине, у них микрофон установлен, а у нас колонки, и всё мы слышим. На Фаджр (из нас туда) никто не ходит, все в Гэст Хаусе вместе выполняют Фаджр. А идут на Зухр, т.к. обычно после Зухр Шейх Назим читает лекцию, скорее не лекцию, не совсем удачное слово, а передаёт, что ему свыше посылается, потом эти речи собирают, и вот такие книги, как "Тайные желания" получаются. То есть он сам никогда их не записывает, кто-то это делает: сначала обычно на диктофон записывают, а потом уже печатают на компьютере. Во время лекции, если не холодно, мы сидим в саду, смотрим на пальмы, сад, небо, наблюдаем за кошками и птицами, за попугаем-кореллой (Шейх его очень любит и всегда после обеда беседует с ним, он ему отвечает на птичьем языке). После лекции кто обратно в Гэст Хаус продолжать работу, кто гулять, а кто остаётся в доме Шейха на той кухне помочь - нарезать овощи, или ещё чего-нибудь.
Время перед разговлением - моё самое любимое. Особенно мне нравится путь от Гэст Хауса к дому Шейха: хоть и короткий путь, но зато мы проходим узкие улочки, как лабиринт, так интересно, у здешних жителей вся жизнь на виду, всегда дверь и окна открыты, и видно, кто что делает (но когда не посмотришь, они всегда у телевизора и едят, местные вроде не постятся, они вообще не соблюдают Ислам), доносятся разные запахи из окон. На крыльце стоят разные цветы, причём они никогда не покупают цветочные горшки, это у них национальное: приспосабливают под горшки всё, что под руку попадётся: канистры из под растительного масла, жестянки всякие, и т.д. По пути очень интересно любоваться на небо: оно ближе к горизонту такого интересного розового цвета (цвета фламинго), разводами, и вся природа очень загадочно и по-другому смотрится в пред-закатный период. Огнями зажигаются минареты мечетей, имамы уже наверху, готовы вот-вот начать читать провозглашать Азан на разные распевы и голоса в разных мечетях.
Когда подходишь к дому Шейха, то снаружи кажется, что в доме никого нет, такая тишина и ничто не показывает жизнь внутри. Но когда заходишь: жизнь кипит на полную катушку: турчанки снуют туда-сюда с подносами, чашками, блюдами. На женской половине накрывают два стола: один для женщин, один для Шейха, и несколько мужчин всегда с ними едят: либо гости почётные, либо те, кто всегда с ним рядом живёт. (У мужской половины своя "свадьба" - свой повар, своя кухны и т.д. Но у них блюда не такие вкусные и разнообразные, и продукты у лучше нас, женщин. Шейха мы тоже чаще, чем они видим: сидим с ним часто, ведь мы в самом его доме, а они в соседнем примыкающем доме, через перегородку, это просто мечеть там и "столовая"). Кипит самовар огромный, что создаёт особое тепло и уют, мы в саду едим, на улице, это крытый дворик, и холод не чувствуется. Потом после Ифтара некоторые добровольцы моют чашки (стаканчики маленькие стеклянные они используют, как и все турки). Есть в доме Шейха посудомоечная машина, но даже в ней не хватает места и часть (больше половины даже и огромные кастрюли и т.д.) всё равно нужно мыть вручную.
Затем все делают Магриб намаз позади Шейха. Ну а затем обед. И тогда блюда текут рукой. Из разных стран кто приезжает, часто изъявляют желание что-то национальное приготовить. Я недавно готовила винегрет: в трёхведёрную кастрюлю сама нарезала всё, правда немка помогала овощи чистить. Всем понравилось. У них сейчас свекла в сезоне, и даже огурцы солёные нашлись, Самиа закрывала. Сначала суп идёт, потом остальное, столько блюд и салатов разных, как в ресторане и по вкусу и оформлено. Потом десерт. После еды кто кофе турецкий готовит, кто в Гэст Хаус отдохнуть идёт, волонтёры на кухне с посудой "воюют". Моют, подчищают, чтобы до молитвы Иша, Таравиха и Зикра всё было чисто. На кухне интересно. Когда несколько женщин вместе работают, весело. Особенно прикольно, когда разных национальностей, да ещё их языка не знаем. Сейчас в нашей "кухонной" команде итальянка лет 37-ми. Она по-английски ни слова не знает, но жестами можно понять. Также турецкий язык слышишь целый день. Теперь я понимаю, что означает учить язык без книг, по разговору. Уже начинаешь понимать. Много слов когда на слуху, спрашиваешь, осмысливаешь. Мне сказали, что всего лишь несколько тысяч слов в турецком и грамматика простая, потому за месяц многие выучивают. Один немец (тот, из видеофильма "Гости Бога" (про хадж)) - молодец, за неделю освоил основы. Потом попрактиковался немного. Теперь "шпрэхает".
Кто внутри в комнате намаз читает, а кто хочет - под открытым небом, колонки везде установлены, ковры расстилают. После Таравиха - Зикр, так отдыхающе, в конце дня, все сидят, перебирают огромные чётки, одни на всех по кругу. Жена Шейха Назима тоже с нами сидит. Жаль уехал, был один тут сомалиец, или не помню точно национальность, он так песни пел разные духовные нараспев, переливчато, и так зажигательно, что некоторые женщины даже не могли усидеть на месте и начали кружиться от переполняющей их любви к Всевышнему.
То, что происходит на мужской половине - это отдельная история. Мужчины когда вместе собираются, без женщин, они как дети, проказничают, шутят и т.д. Уже кому за 50 перевалило тоже как дети. Шейх Назиму не соскучиться с ними. Во время Ишы, Таравиха и Зикра он с ними, на их половине.
Во время Зикра заходит кто-то из детей и на подносе всегда какие-нибудь сладости раздают. Шейх Назиму много привозят часто разных сладостей бизнесмены из соседних селений и др.
После Зикра все обнимают друг друга, прощаются, и расходятся по домам.
Это я описала так сказать, костяк, схему нашего дня. Но ещё много можно написать по опыт, чувства, что происходит и т.д. Позже, иншааллах. Тут про каждый день можно книгу писать.
Как я уже сказала, это как "лечебница" - не курорт и не обычное гостевание. Здесь люди излечивают свои души, освобождаются от "приложений", бремени и т.д. Да и здоровье физическое также тут улучшается. Многие плачут во время Зикра, многое тут является тестом, проверкой на веру. Многим здесь трудно. Многие когда приезжают, 3 дня как потерянные: ("Куда я попал, где мои вещи?"). Эго сильно тут чистится, нафс. Одна девушка мне сказала: Как узнать, если твоё эго вылезло наружу? Только эго само обвиняет, только эго находит оправдания и ещё 2 вещи не помню.
Некоторые приезжают с греческой части. Кто слышит о Шейх Назиме, случайно или через кого-то. Недавно англичанка приезжала, живёт на греческой части, учитель йоги, немусульманка, но к Шейху регулярно ездит, красивая женщина и очень духовная. Я с ней общалась. А одна женщина мне такую интересную историю рассказала: она сама киприотка, в столице жила, но переехала в Австралию. Она была в Хадже, и при этом очень нездорова была, её несли на носилках к горе Арафат и она попросила четки у одной женщины, так как у нее самой их не оказалось при себе, ну а та женщина, находящаяся поблизости спросила для приличия, откуда она, та ответила: с Кипра. Спрашивающая так оживилась при этих словах: значит вы знаете Шейха Назима? Киприотка ответила: "Нет, а кто это? Никогда не слышала о таком". (Кстати, его многие тут не знают, так всегда, - то, что под носом, не замечают. Впрочем, кто не стучится, не интересуется духовностью, тому и не открывается...). Так вот, та женщина - европейка, что чётки дала, рассказала ей про него, дала адрес. И вот она сидела со мной за одним столом, приехала.
Мунира, россиянка-британка, мурид и переводчик книг Мастера Шейха Назима аль-Хаккани. 1 октября 2003