При помощи Всевышнего Аллаха, мусульманская умма с особой скрупулезностью, с неимоверной точностью и почтением изучала каждое мгновение жизни своего Пророка с.а.в. и передавала эти знания из поколения в поколение. Наши улемы-мухаддисы, изучив эти придания в соответствии со строгими научными методами (на научной основе), записали их в книгах.
Сотворив Адама а.с. и сделав его Своим халифом на земле, Всевышний Аллах ниспослал его потомкам и учения, чтобы показать им правильный путь. Чтобы доводить эти учения до людей и показать их применение в жизни, Он также избирал из их числа пророков. Первым из этих Пророков по воле Аллаха был сам Адам а.с.. Затем один за другим стали приходить другие Пророки. Со временем образовалась цепь Пророков, а последним ее звеном стал Мухаммад Мустафа с.а.в.
Всевышнему Всезнающему и Всеведающему Аллаху было угодно наставлять на путь истины созданное Им Самим человечество в сотворенном Им Самим мире через посланных Им Самим пророков. Начиная с Адама а.с. вплоть до Мухаммада с.а.в. все пророки призывали к единому вероучению. Это вероучение заключалось в уверовании в единственность Всевышнего Аллаха, в Его безупречность, в вере в Судный день подсчет деяний, ад и рай.
Однако, не смотря на предпочтительность неизменности религий в части вероубеждения, не могла не измениться их практическая часть - шариаты (свод религиозных положений и предписаний). Напротив, шариаты должны были развиваться в соответствии с требованиями времени и места, общим культурным уровнем народов. Поэтому Всевышний Аллах последовательно устанавливал на фундаменте религии, которым является вероубеждение, шариаты, посланные каждому пророку , словно кирпичи, устанавливая эти шариаты один за другим на едином фундаменте - неизменном вероубеждении.
Учитывая примитивность общества во времена Адама а.с. Аллах установил для них простой шариат. Позже, с развитием человечества, совершенствовались и шариаты. Так Всевышний Аллах постепенно воспитывал человечество.
Наконец, когда человечество достигло своей зрелости, он ниспослал ему самый совершенный и постоянный шариат - шариат Мухаммада с.а.в., установив самый красивый, совершенный и последний кирпич здания посланничества и пророчества.
Необычные явления, связанные с рождением Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам
В тот день люди стали свидетелями многих необычных, сверхъестественных явлений:
1. Идолы содрогнулись, сдвинулись с мест, а некоторые из них пали ниц, поскольку на свет появился тот, кто уничтожит их.
2. Из Мекки засиял луч, который осветил дворцы Шама (Сирии), поскольку на свет появился тот, кто распространит свет Имана на весь мир.
3. По словам Хишама ибн Урвы, в тот день один иудей, мекканский торговец, пришел к месту, где сидели курайшиты, и сказал: "О курайшиты, родился ли сегодня у вас ребенок?"
Они ответили: "Не знаем."
Тогда иудей сказал: "Аллаху Акбар! Так знайте, если не знаете! Запомните, что я скажу вам! Сегодня родился пророк этой последней уммы. Он имеет знак меж двух лопаток, а на нем есть волосы."
4. Хассан ибн Сабит радияллаху анху говорил: "Мне было семь-восемь лет. Я понимал то, что видел и слышал. Однажды утром в Ясрибе один иудей вскрикнул: "О иудеи!"
Все собрались вокруг него. Я слышал, как они спросили: "Что с тобой, несчастный?"
Поистине, взошла звезда Ахмада, который родится сегодня ночью! - сказал он".
5. Как говорил Махзум ибн Ханиъ ал-Махзуми, в тот день сотряслась терраса персидского царя Хосрова и упали двенадцать его балконов. Погас огонь огнепоклонников, который беспрерывно горел на протяжении тысячи лет.
Некоторым эти слова могут показаться странными. Но это истина. Эти события изучены разными историками, в том числе и немусульманами. Все они подтвердили, что это не было преувеличением.
Все это указывало на то, кем в будущем станет Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам.
Для того чтобы известить Абдулмутталиба (дедушку Пророка с.а.в. ) о радостном событии, Амина (мать Пророка с.а.в.) послала за ним человека, передав, что родился мальчик, и чтобы он пришел посмотреть на него. Возможно, она хотела хоть немного обрадовать старого отца, горевавшего по своему сыну - отцу Пророка с.а.в., умершему до его рождения.
Обрадовавшись, Абдулмутталиб спешно прибыл, взял в руки своего маленького внука и поцеловал. Затем он осторожно понес его и вошел с ним в Священную Каъбу. Он восхвалил и возблагодарил Аллаха, помолился за своего внука. После этого он дал ему имя Мухаммад. Это имя не было распространено среди арабов, поэтому люди были удивлены этому...
Жизнь Пророка саллаллаху алайхи вассалам
Однажды, когда Пророк с.а.в. играл в степи вместе с другими детьми, произошло необычное событие. В истории это событие получило название "вскрытие груди". Это было одной из мер подготовки Мухаммада Мустафы с.а.в. к пророчеству.
Передается от Анаса радияллаху анху.
"Поистине, к Посланнику Аллаха с.а.в., когда он играл с детьми, прибыл Джибрил. И взял его Джибрил и повалил на землю, и вскрыл его грудь, и вытащил его сердце. А затем он извлек из него нечто похожее на пиявку и сказал: это - "доля шайтана в тебе".
Затем промыл его (сердце) в чаше из золота водой Замзама, а потом перевязал его, и вернул его на свое место.
И прибежали дети к его матери, то есть к кормилице, и сказали: "Поистине, Мухаммад убит!"
Когда пришли к нему, он стоял весь бледный.
Анас сказал: "И действительно, я видел след этого шва на его груди с.а.в.".
Передается от Абу Мусы радияллаху анху:
"Абу Талиб отправился в сторону Шама. Среди Шейхов курайша вместе с ним был и Пророк с.а.в. Когда они приблизились к дому монаха, остановились. Разгрузили грузы. Монах вышел к ним. Они и ранее проходили мимо него. Однако он не выходил к ним и не выказывал благосклонности. Пока они разгружали грузы, монах подошел к ним и начал ходит между ними. Наконец, он приблизился, взял Пророка с.а.в. за руку и сказал:
- Это саййид (лучший человек) всех миров! Это Посланник Господа миров! Аллах пошлет его милостью мирам!
Шейхи курайшитов сказали ему:
- Что ты знаешь об этом ?
Сказал:
- Когда вы стали приближаться через перевал, все без исключения деревья и камни преклонились перед ним. Они не преклоняются ни перед кем, кроме Пророка. Я узнаю его по печати пророчества, похожей на яблоко, в нижней части лопаточной кости.
Затем, вернувшись (к себе), монах приготовил еду и принес им.. Еще до его возвращения Пророк ушел пасти верблюдов.
Монах сказал:
- Пошлите за ним.
Пока Пророк шел, облако покрывало его своей тенью. Когда он подошел к людям, те уже заняли все места в тени. Но когда он с.а.в. сел, дерево склонилось над ним (тенью).
Монах сказал:
- Смотрите на тень дерева! Она прикрыла его.
Стоя там, монах умолял, чтоб его не водили в сторону Византии, ибо по истине, когда там увидят его, узнают по описанию и убьют.
Вдруг он оглянулся и увидел семерых, идущих со стороны Рима. Он вышел им на встречу и сказал:
- Что вас привело?
Сказали:
- Мы пришли, ибо поистине, тот самый пророк, возможно, появился в этом месяце с этой стороны. Не осталось ни одной дороги, куда бы не были посланы люди. Нам пришло известие о нем. Мы были посланы в твою сторону.
Сказал:
- Есть ли за вами те, кто лучше вас?
Сказали:
- Поистине, мы лучшие, потому и избраны идти в твою сторону.
Сказал:
-Скажите, может ли кто-либо воспрепятствовать тому, чего захотел Аллах?
Сказали:
- Нет.
Так они совершили байъат (обещание в подчинении Пророку с.а.с) ему и остались с ним.
Сказал (монах курайшитам):
- Ради Аллаха, кто из вас его покровитель?
Сказали:
- Абу Талиб.
И монах не переставал умолять Абу Талиба, пока тот не отправил его с.а.в. обратно. Монах дал (на дорогу) хлеба и масла.
Шли годы. Пророк Мухаммад с.а.в. достигнув совершеннолетия стал пасти овец, зарабатывая этим на жизнь. И в этом деле по милости Аллаха, была определенная подготовка к тому, чтобы в будущем он стал пророком. Все пророки в свое время пасли овец - самых безобидных, смирных из всех животных. Потому как это было их подготовкой к руководству своими уммами в будущем.
Когда Пророку с.а.в. было 25 лет, он женился на благовоспитанной, умной женщине знатного происхождения - Хадийдже, тогда ей было сорок лет.
Мухаммаду Мустафа с.а.в. исполнилось сорок лет. Мир находился на краю пропасти. Человечество, погрязшее во всевозможных заблуждениях, было близко к самоуничтожению. Весь мир был погружен во мрак и невежество. По всюду царили грех и разврат, гнет и насилие ложь и клевета, враждебность. Многие люди, как и сегодня, верили во всякие испорченные и беспочвенные вероучения. Вот в такое время, когда прибывали во сне заплесневевшие сердца, покрытые мраком, не спало лишь одно непорочное сердце. Это единственное сердце, которое не спало, искало выход из тьмы к свету, будучи не довольным существующим положением.
Это достойное почтения сердце принадлежало родившемуся в Мекке от отца по имени Абдуллах и матери по имени Амина, не подверженному по милости Аллаха всем мерзостям невежества, величайшему человеку по имени Мухаммад.
Наконец, великое событие свершилось. Однажды, когда Мухаммад с.а.в. только подходил к входу в пещеру Хира, он услышал громоподобный голос, который произнес "Икраъ!" ("Читай!"). Это был первый луч вечного света ниспосланного Всевышним Аллахом, чтобы развеять тьму невежества, первый аят священного Корана. И этот луч озарил единственное в мире непорочное сердце.
Так началось ниспослание Мухаммаду с.а.в. вахий (религиозные указания, которые Аллах мгновенно и тайно ниспосылает своим Пророкам).
Ангел Джибрил а.с., который доводил вахий Всевышнего Аллаха до всех предшествовавших пророков, хранитель вахий, посредник между Господом миров и пророками, стал доводить до Мухаммада с.а.в. последнее собрание вахий, ниспосылаемое Аллахом.
Первой Ислам приняла почтенная Хадийджа. Наряду с тем, что она была супругой Пророка .с.а.в. Хадийджа также была удостоена чести первой уверовать в Аллаха и Пророка с.а.в. Помимо этого она очень много сделала во имя религии, веры.
Из взрослых мужчин первым Ислам принял Абу Бакр Сыддик р.а. Многие очень любили его и уважали за острый ум, человечность, справедливость и другие высокие качества.
Постепенно число мусульман росло.
Чудеса Пророка Мухаммада с.а.в.
Какими чудесами наделил Всевышний Аллах Своего последнего пророка?
Согласно словарю слово "муъджиза" ("чудо") означает "делающий неспособным, бессильным", "небывалое", "сверхъестественное". Чудо - это то, что другие бессильны совершить.
Обычно неверные, не желая признавать пророков и стараясь найти этому оправдание, постоянно подыскивают всевозможные отговорки, выдвигают различные требования и настаивают на демонстрации чудес. Такие же требования они предъявляли и ко всем предыдущим пророкам. Всевышний Аллах наделял Своих пророков способностью совершать различные чудеса соответственно каждому периоду и уровню развития народов, чтобы подтвердить их истинность, чтобы доказать неверным их бессилие и укрепить дух и позиции правоверных.
Например, в период, когда среди людей было сильно развито пристрастие к суеверию и колдовству, Всевышний Аллах наделил Мусу алайхиссалам способностью совершать чудеса, во много раз превосходящие волшебство любых колдунов.
Когда же людей охватили идеи первичности материи (материального мира), Ийсу алайхиссалам направленного народу, утверждавшему, что все основано на материи, Аллах наделил способностью исцелять людей от неизлечимых болезней и воскрешать умерших.
Все предыдущие пророки использовали свои способности совершать чудеса там, где это было уместно, под стать зрителям. Однако все их чудеса прекращались после их кончины, поскольку их пророчество было обращено к конкретным народам, связано с определенным местом и периодом.
Но Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам Всевышний Аллах дал вечное и величайшее чудо - Священный Коран, поскольку его пророчество адресовано всем народам, всем регионам и на все времена вплоть до Судного дня. Поэтому он наделен не материальным, а духовным и вечным чудом - Священным Кораном.
Коран, являющийся чудом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам останется в силе вплоть до Судного дня, даже после его кончины. Поэтому каждый раз, когда мушрики и кафиры требовали от него чудес, подтверждающих его пророчество, он указывал им на Священный Коран.
То, что для других пророков служило выдающимися чудесами, для Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам было обычным делом. И в жизни Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам происходили явления, аналогичные чудесам, которые были даны почти всем другим пророкам. Сведения об этом имеются в книгах хадисов. Однако в связи с тем, что эти явления многократно повторялись, люди не обращали на них особого внимания и не придавали им особого значения.
Даже такие величайшие явления, как Исра и Миърадж (Ведение ночью и Вознесение), были обычным делом для благоразумных людей.
О Вознесении на небо
Всевышний Аллах в одно мгновение повел ночью Своего Пророка Мухаммада с.а.в. из Благословенной Мекки в Байту Макдис (Священный Дом, т.е. Мечеть Акса), а от туда вознес на небо.
Передается от Малика ибн Саъсаъа р.а.:
"Пророк с.а.в. сказал:
- Я был в состоянии между спящим и бодрствующим возле Дома "Кааба", между двух человек. Мне была преподнесена часа из золота, полная мудрости и имана. Затем вскрыто (мое тело) от нижней части горла до нижней части живота. Потом живот был промыт водой Замзам, затем наполнен мудростью и иманом. И мне было подано белое вьючное животное чуть меньше мула и больше осла - Бурак.
Я отправился (ввысь) с Джибрилом, пока не достигли земного неба.
Было сказано:
- Кто это?
Сказал:
- Джибрил.
Было сказано:
- Кто с тобой?
Сказал:
- Мухаммад.
Было сказано:
- Он уже послан?
Сказал:
-Да.
Было сказано:
- Добро пожаловать ему. Какой же хороший прибывающий прибыл!
И я подошел к Адаму и поприветствовал его.
Сказал:
- Добро пожаловать, мой сын, мой пророк!
Затем мы прибыли на второе небо.
Было сказано:
- Кто это?
Сказал:
- Джибрил.
Было сказано:
- Кто с тобой?
Сказал:
- Мухаммад.
Было сказано:
- Он уже послан?
Сказал:
-Да.
Было сказано:
- Добро пожаловать ему. Какой же хороший прибывающий прибыл!
Затем я подошел к Ийсе и Яхйе и поприветствовал их. Они сказали:
- Добро пожаловать, брат, пророк!
Затем мы прибыли к третьему небу.
Было сказано:
- Кто это?
Сказал:
- Джибрил.
Было сказано:
- Кто с тобой?
Сказал:
- Мухаммад.
Было сказано:
- Он уже послан?
Сказал:
-Да.
Было сказано:
- Добро пожаловать ему. Какой же хороший прибывающий прибыл!
Затем я подошёл к Юсуфу и поприветствовал его.
Он сказал:
- Добро пожаловать, брат, пророк!
Затем мы прибыли к четвертому небу.
Было сказано:
- Кто это?
Сказал:
- Джибрил.
Было сказано:
- Кто с тобой?
Сказал:
- Мухаммад.
Было сказано:
- Он уже послан?
Сказал:
-Да.
Было сказано:
- Добро пожаловать ему. Какой же хороший прибывающий прибыл!
Затем я подошел к Идрису и поприветствовал его.
Он сказал:
- Добро пожаловать, брат, пророк!
Затем мы прибыли к пятому небу.
Было сказано:
- Кто это?
Сказал:
- Джибрил.
Было сказано:
- Кто с тобой?
Сказал:
- Мухаммад.
Было сказано:
- Он уже послан?
Сказал:
-Да.
Было сказано:
- Добро пожаловать ему. Какой же хороший прибывающий прибыл!
Затем я подошел к Харуну и поприветствовал его.
Он сказал:
- Добро пожаловать, брат, пророк!
Затем мы прибыли к шестому небу.
Было сказано:
- Кто это?
Сказал:
- Джибрил.
Было сказано:
- Кто с тобой?
Сказал:
- Мухаммад.
Было сказано:
- Он уже послан?
Сказал:
-Да.
Было сказано:
- Добро пожаловать ему. Какой же хороший прибывающий прибыл!
Затем я подошел к Мусе и поприветствовал его.
Он сказал:
- Добро пожаловать, брат, пророк!
Когда же я проходил возле него, он заплакал.
И было сказано:
- Что заставило тебя плакать?
Сказал:
- О Господь мой! Хотя этот юноша послан после меня, но входящие в рай из его уммы лучше из входящих в рай из моей уммы.
Затем мы прибыли к седьмому небу.
Было сказано:
- Кто это?
Сказал:
- Джибрил.
Было сказано:
- Кто с тобой?
Сказал:
- Мухаммад.
Было сказано:
- Он уже послан?
Сказал:
-Да.
Было сказано:
- Добро пожаловать ему. Какой же хороший прибывающий прибыл!
Затем я подошел к Ибрахиму и поприветствовал его.
Он сказал:
- Добро пожаловать, сын, пророк!
Тогда ко мне был поднят Байтул Маъмур. Я спросил у Джибрила. Он сказал:
- Это Байтул Маъмур. Каждый день в нем совершают намаз 70 тысяч ангелов. Когда выйдут из него, не возвращаются в него. Им нет конца.
И был поднят ко мне Сидратул Мунтаха. Я увидел, что его плоды были такие же большие, как громадный кувшин Хаджара. А его листья - как уши слонов. На его основании 4 реки. Две реки не видимые, а две видимые. Я спросил у Джибрила. И он сказал.
- Две невидимые в раю, две видимые - это Нил и Фурот (Евфрат)".
Затем я был поднят в место, где мог слышать шелест каламов (письменных тростей).
Затем мне было предписано фардом совершение намаза 50 раз. Я обернулся и дошел до Мусы. Он сказал:
- Что ты сделал?
Я сказал:
- Мне предписано совершать пятидесятикратный намаз.
Сказал:
- Я - лучше знающий людей, чем ты. Я очень много чего испробовал с сынами Израиля. Моя умма не вытерпит. Вернись к своему Господу, и попроси у Него облегчения.
И я вернулся и попросил Его. И Он сократил до сорока. Потом все повторилось. И стало тридцать. Потом все повторилось, и сделал Он двадцать. Потом все повторилось, и сделал Он десять. Потом я пришел к Мусе, и Он снова сказал то же самое. И Он сделал пять раз. Потом я пришел к Мусе. И Он сказал:
- Что ты сделал?
Я сказал:
- Он сделал его пятиразовым.
И он сказал то же самое. Я сказал:
- Я покорился добру.
Тогда было возглашено:
- Поистине, Я уже предписал Свои предписания, и облегчил Своим рабам. И воздам за добро десятикратно.
Я не перестал ходить между Господом моим и Мусой (ас) пока не сказал Он: "О Мухаммад, поистине, они - пять намазов каждый день и ночь. За каждый намаз - десять (вознаграждений десять) всего пятьдесят".
О том, как дерево подчинилось пророку саллалаху алейхи васалам
Вместе с Посланником Аллаха с.а.в. мы пришли и остановились в широкой долине.
Посланник Аллаха с.а.в. отошел по нужде. Я пошел за ним, неся в сосуде воду.
Осмотревшись, Посланник Аллаха с.а.в. не нашел ничего, что могло бы заслонить его. На краю долины виднелись два дерева. Посланник Аллаха с.а.в. пошел к одному из них. Взяв за одну из его ветвей, он сказал: "Следуй за мной с дозволения Аллаха".
И оно последовало за ним, словно верблюд с продетым кольцом в носу, следующий за своим погонщиком. Подойдя к другому дереву, он взял за одну из его ветвей и сказал: "Следуй за мной с дозволения Аллаха". И оно тоже последовало за ним. Дойдя до середины между ними, он объединил их и сказал: "Соединитесь с дозволения Аллаха". Они сплелись друг с другом.
Джабир говорит:
- Чтобы Посланник Аллаха с.а.в. не отдалился, почувствовав, что я рядом, я быстро отошел оттуда подальше. Присев и говоря сам с собой, я провел некоторое время. Смотрю, Посланник Аллаха с.а.в. идет в мою сторону, а два дерева разделились, и каждое из них встало на свое место. Я увидел, как Посланник Аллаха с.а.в. кивая головой, указал: "так, и так". Потом, подойдя ко мне, он сказал: "О, Джабир, видел ли ты мое положение?"
Он сказал:
- Да.
Начало оглашения азана (призыва к намазу)
Для совершения намаза в составе джамаата (в составе общины, коллективно, вместе) возникла необходимость созыва людей в мечеть. Одни предлагали звонить в колокол подобно христианам. Другие предлагали подавать сигнал с помощью дудки как иудеи. Эти предложения не понравились Пророку с.а.в. Тогда некоторые из мусульман рассказали, что им приснился изумительный призыв - азан. Посланник Аллаха с.а.в. поручил провозглашать этот азан почтенному Билалу ибн Раваху (ра). Так было положено начало азану.
Кончина Пророка саллалаху алейхи васалам
Когда Пророк с.а.в. стоял на горе Арафат, совершая прощальный хадж, Всевышний Аллах ниспослал аят суры "Маида": "Сегодня Я довел до совершенства вам вашу религию, довел до конца для вас Мою милость и одобрил для вас Ислам в качестве религии..." (аят 3).
Когда был ниспослан этот аят, некоторые из старших сподвижников заплакали. Когда их спросили о причине их слез, они ответили: "Всему наступает конец после совершенства. Это - прощание Посланника Аллаха с.а.в."
Пророк Мухаммад с.а.в. ушел из бренного мира в мир вечный в одиннадцатом году хиджры, двенадцатого числа месяца Рабиъуль-аввал, в понедельник, после заката солнца.
Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.