Да освятит Аллах его душу
Он унаследовал Знания Пророков того времени и был Имамом Кутбов, и Советником Царства Наставничества. Он утолял свою духовную жажду, испивая их фонтана Небесного Знания и достигал стадии Растворения (Аннигиляции) в возрасте тридцати лет. Он был вершиной Святых-Аскетов. Он был облачён в одеяние Небесного Знания как Халиф этого Царства на Земле. В нём были собраны как знания Тариката, так и Хакиката. Он стал центром Небесных Вдохновений и Откровений. Он был Тайной из Тайн Аллаха и Чудом из Чудес Аллаха. Он был Уникальным Знаменем Духовности и Знания пера. Он был подобно Полярной Звезде, указывающей направление и освещающей путь людей своего времени. Он оживлял мёртвые сердца и носил одеяние великих святых. Он не оставил ни атома в этом мире, который бы не поддерживался его духовной силой.
Он родился в Сугуре, деревне в Дагестане 3-го числа месяца Раджаб, в среду в 1207-м году по Хиджре (1789-м году).
Он находился на Троне Кутба в течении сорока лет. Его известность распространилась повсюду. Он обучал своих учеников и поднимал их с помощью своей духовной силы. Если кто-то находился в его присутствии даже один час, он поднимался до Стоянки Слышания и Стоянки Видения. Он сказал: "Я не зависим от усилия Мурида, но зависим от света, который Аллах даровал мне для этого Мурида. Я поднимаю его с помощью этого света, т.к. знаю, что человеку невозможно достичь Состояния Раскрытия Завес одним лишь своим усилием. Таково значение молитвы Пророка (сас): "О Аллах, не оставляй меня с моим эго ни на мгновение ока".
Вот некоторые из его высказываний:
"Аллах предоставил каждому служителю своё пропитание. Тот, кто не приобретает знание каждодневного пропитания, которое Аллах даровал ему, будет считаться невежественным в Нашем Тарикате".
"Тех, кто достигает Реальности этого Тариката - очень мало. С помощью силы этой Реальности человек может достичь уровня всех святых этого мира, а с помощью Божественной Силы, дарованной когда вы достигаете Реальности этого Тариката, вы можете достичь уровня всех ангелов, одного за другим".
"Духовный свет, который Аллах дарует вам на вашем пути этого Ордена - это Маяк, который освещает Путь к Его Божественному Присутствию без страха".
"В этом Тарикате ставить на первое место что-то другое, а не Аллаха, является неверием".
"Суфий - это тот, кто оставил позади себя этот мир, Вечность и Божественное Присутствие; это тот, кто живёт лишь Им".
Абу Ахмад ас-Сугури провёл большую часть своей жизни в уединении. Ему нравилось уединение и находиться вдали от людей. По этой причине он был рад, когда его поместили под домашний арест русские, и это происходило неоднократно.
"Однажды я находился в уединении, и комната наполнилась прекрасным ароматом. Я не поднимал глаз, но продолжал медитировать в своём уединении. Затем духовный меч, сверкая ещё более мощным светом, чем солнце. Снизошёл мне на голову. Мне было интересно, что это такое, что я ощущал нисходящим на меня. Мне было видение, в котором Пророк (сас) обволакивал меня своим духом. И я вошёл в него и увидел себя в нём".
"Однажды я вошёл в присутствие моего Шейха Саййидины Джамалуддина аль-Гумуки аль-Хусайни. Он сказал: "Сын мой, ты достиг высшей степени Мухаммаданского Совершенства". Я сказал: "О, мой Шейх, я бы хотел достичь линии преемственности вашего уровня". Как только я сказал это, я увидел, как он исчезает с этого места и появляется во мне; и я увидел себя исчезающим и появляющимся на этом месте и в его обличье".
Из его чудодейственной силы
Ему были дарованы чудодейственные силы, которые были невиданны даже святым. О Раскрытии Завес сокрытого в этой Вселенной и о его даре Божественного Духовного Знания состояний людей после их смерти - количество было таким огромным и бесконечным и обширным, что ни одна книга не смогла бы вместить в себя описания этого.
Передают, что когда он был молодым, он видел имя Аллаха. Написанное на луче света между небесами и землей. Это развило в нём великую скромность и смиренность. Никому не удавалось его сфотографировать. Когда кто-то пытался это сделать, фотоаппарат ломался. Когда кто-то пытался нарисовать его подобие на бумаге, ручка не писала, а на следующий день картина исчезала. Он сказал: "Я не хочу быть известным в этом мире после того, как уйду из жизни, т.к. я не желаю для себя какой-либо формы существования".
Он часто выполнял Фаджр (Рассветную молитву) с тем же самым омовением, которое выполнял для молитвы Иша (Ночной молитвы), что указывает на то, что он не засыпал.
Однажды, когда он путешествовал со своей семьёй, они оказались без воды в пустыне по пути в Хиджаз. Его семья испытывала сильную жажду. Он сказал своему слуге: "Пойди и принеси немного воды". Он сказал: "О, мой Шейх, как я найду воду в пустыне?". Он спрашивал у людей каравана, нет ли у кого воды, но ни у кого не оказалось воды, и все их бурдюки были сухи. Тогда Шейх взял пустой бурдюк и отправился в пустыню на десять минут. Когда он вернулся, бурдюк был полным, и с помощью этой воды он утолил жажду своей семьи и людей в караване. Заем он наполнил все бурдюки каравана водой из этого одного бурдюка и вернулся к своей семье с ним, и он так и остался наполненным, как будто им совсем не пользовались.
Его высказывания
Он сказал: "Я достиг трёх уровней праведничества: Растворение (Фана), Состояние Существования (Бака) и Духовное Знание (Марифат). Я получил их из присутствия Света Пророка, Саййидины Мухаммада (сас), и я получил Три Состояния Совершенства и Семь Реальностей от моего учителя, Саййидины Джамалуддина аль-Гумуки аль-Хусайни.
"Трудности могут коснуться верующего, но они не затронут того, кто выполняет Зикр".
Он возрождал Шариат и Тарикат в своё время и привлекал тысячи и тысячи людей к исламу и к Накшбандийскому Тарикату.
Его борьба
В Дагестане его считали как духовным Шейхом, распространяющим учения Накшбандийского Ордена, и в то же время великим воином, как например Имам Шамиль, т.к. он защищался от русских. Он был основным религиозным уполномоченным после ухода из жизни Саййида Джамалуддина. Русская армия много раз брала его в плен. Однажды, в очередной раз, когда они взяли его в плен, его посадили в телегу, чтобы увезти. Все люди села пришли попрощаться с ним. Они плакали так, как будто потеряли своё сердце. Он сидел в телеге тихо, ища глазами кого-то в толпе. Человек, который управлял экипажем, хлыстнул лошадей, но они не двигались. Саййидина Абу Ахмад ас-Сугури сказал: "Почему ты бьёшь лошадей?". Он сказал: "Я бью лошадей, чтобы они поехали". Он сказал: "Они не сдвинутся с места до тех пор, пока я не дам им команды двигаться". Они - под моей командой. А я кого-то жду".
Они продолжали сидеть так несколько часов до тех пор, пока через толпу не начал пробираться один человек. Это был русский офицер. Саййидина Абу Ахмад спросил его: "Разве ты не сын моего друга Ахмада? Почему ты в русской армии? Ты дагестанец. Ты не должен быть с их армией - они убивают мусульман". Затем он сказал ему: "Ты должен уйти от них и слушать нас". Он сказал: "Да, мой Шейх, я послушаюсь тебя". Он сказал: "Конечно, ты будешь слушать нас, т.к. даже дикие животные в лесу слушают нас, когда мы ходим туда читать Зикр. Даже эти лошади слушают нас и не сдвинутся с места до тех пор, пока мы не прикажем им. Твой отец - великий Шейх, и я прошу тебя уйти от них. Ты будешь праведником. О, сын мой, не покидай людей экзотерического знания и не покидай людей эзотерического знания. Поглядывай на кладбище и не забывай, что однажды ты и я будем там похоронены". Тут же этот молодой офицер снял свою форму и взял Посвящение у Шейха. Солдаты армии также взяли его в плен. И тогда Саййидина Абу Ахмад ас-Сугури сказал: "Теперь у вас есть разрешение двигаться", и лошади тронулись с места.
Аллах и Пророк (сас) любили его за его искренность и преданность. Его Шейх был очень доволен им, и жители его села чтили и дорожили им. Каждый раз. Когда его выпускали из плена, его дом наполнялся пропитанием и гостями.
Его спросили: "Ты не работаешь, русские - против тебя, и ты в борьбе; как получается, что твой дом всегда полон пропитания?" Он ответил: "Каждый, кто старается на Пути Господа, Аллах обеспечит его пропитанием. И об этом Аллах сообщил в Коране: "Каждый раз, когда Закария (Захария) входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание. Он сказал: "О Марьям (Мария)! Откуда у тебя это?". Она ответила: "Это - от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание без счета, кому пожелает" (Коран 3:37).
Его кончина
Он умер в Сугуре 17-го числа месяца Раби уль-Авваль в 1299-м году по Хиджре (1882-м году) в возрасте 93-х лет.
Много лет спустя после его смерти его дочь увидела его во сне. Он сказал ей: "О, дочь моя, камень с моей могилы упал и лежит на моей груди: он давит на меня и причиняет боль". На следующий день его дочь отправилась к Шейхам города и рассказала им об этом сне. Она рассказывала сон всем, кого встречала на своём пути. Люди сразу поверили сну и быстро пошли открыть могилу. Они увидели, что камень, который накрывал его тело, упал, и стены могилы обрушивались на него. Они обнаружили его тело чистым и неизменным. Его саван был по-прежнему белым. Как будто его похоронили в тот день.
Они отодвинули тело, перекопали могилу и снова поместили туда тело. Все были удивлены и восхищены тем, как он явился к ней во сне и как рассказал ей об этой ситуации с могилой. Ещё удивительнее было безупречное состояние тела. После того. Как они это увидели, все взяли Баят (Посвящение) у его последователя Саййидины Абу Мухаммада аль-Мадани.
У Саййидины Абу Ахмада ас-Сугури было два Халифа: Абу Мухаммад аль-Мадани и Шейх Шарафуддин ад-Дагестани. Тайна Золотой Цепочки была передана первому, а после его смерти - второму.