Абу Али аль-Фармади ат-Туси
Да освятит Аллах его душу
Его назвали Знающим Милостивого и Хранителем Божественной Любви. Он был учёным Шафиитской школы юриспруденции и уникальным Арифом (одарённым духовным знанием). Он был глубоко вовлечён как в школу Саляф (учёных Первого и Второго Столетий) и школы Халяф (более поздних учёных), но он отличился в науке Тасаввуф. Из неё он извлёк некоторое небесное знание, которое упоминается в Коране касательно Хидра: "...и обучили из того, что Нам известно". (Коран 18:65)
Вспышки света Джихад ан-Нафса (самоборьбы) открылись в его сердце. Он был известен повсюду в его время до тех пор, пока он не стал очень известным шейхом в Исламском Божественном Законе и теологии. Самый известный шейх его времени ас-Симнани сказал о нём следующее: "Он был Языком Хурасана и его шейхом и Мастером поднятия и возвышения стоянки его последователей. Его собрания были подобны садам, наполненными цветами, в которых знание текло из его сердца и переносило сердца его слушателей в состояние радости и счастья".
Среди его учеников был аль-Кушайри, выдающийся суфийский Мастер и аль-Газали аль-Кабир, который сказал о нём следующее: "Он был шейхом своего времени, и у него был уникальный способ напоминания людям. Никто не может превзойти его ни в красноречии, ни в тонкости, ни в этике, ни в хороших манерах, ни в морали, ни в его методах подхода к людям". Сын последнего Абу Хамид аль-Газали, которого прозвали Худжат уль-ислам - Доказательство ислама, очень много почерпнул у Фармади в его Ихья Улум ад-Дин.
Однажды он сказал: "Я шёл позади моего учителя аль-Кушайри в общественную баню, и из колодца я взял для него ведро воды, которое я сам наполнил из колодца. Когда мой учитель пришёл, он сказал: "Кто принёс воду в ведре?" Я промолчал, т.к. чувствовал, что проявил некое неуважение. Он спросил во второй раз: "Кто принёс воду?", и я продолжал молчать. Он спросил в третий раз: "Кто наполнил ведро водой?", и я наконец сказал: "Я наполнил, мой учитель". Он сказал: "О мой сын, то что я получил за семьдесят лет, я передал тебе в одном ведре воды". Это означало, что небесное и божественное знание, которое он накапливал на протяжении семидесяти лет, он передал моему сердцу за один взгляд".
По поводу поведения по отношению к Мастеру он сказал:
"Если ты истинен в твоей любви к своему Шейху, ты должен проявлять уважение к нему".
О духовном видении он сказал:
"Для Арифа (Знающего) придёт время, в котором свет знания коснётся его, и его глаза увидят невероятное Невидимое".
"Тот, кто притворяется, что может слышать, но не слышит прославление птиц, деревьев и ветра - лжец".
"Сердца людей Истины открыты, и их слух открыт".
"Аллах даёт счастье Своим слугам, когда они видят Его Святых". Это из-за того, что Пророк (сас) сказал: "Тот, кто видит лик знающего Бога, видит меня" и также: "Тот, кто видит меня, видел Реальность". Суфийские Мастера назвали практику концентрации на лице Шейха (Тасаввур) и это сделано до конца наполнения этого состояния.
"Тот, кто смотрит на поступки людей, потеряет свой путь".
"Тот, кто предпочитает компанию богатого компании бедного, Аллах пошлёт ему смерть сердца".
Имам Газали передаёт: "Я слышал, что Абуль Хасан аль-Фармази сказал: "Девяносто девять Качеств Аллаха станут свойствами и описаниями ищущего на пути Аллаха".
Он умер в 447-м году по Хиджре и был похоронен в деревне Фармаз, окраина города Тус. Он передал Тайны Золотой Цепочки Абу Якубу Йусуфу ибн Аййуб ибн Йусуф ибн аль-Хусайн аль-Хамадани.