Да пребудут с ним мир и благословения Аллаха
"Тому, кто входит на Путь без проводника, понадобится сотня лет для совершения двух-дневного путешествия. Пророк (сас) сказал: "На этом Пути у вас нет более верных сотоварищей, чем твои дела". Как эти дела и это приобретение на пути праведного может быть достигнуто без Мастера, о отец?"
Можно ли практиковать самую простую профессию в мире без наставничества Мастера? Тот, кто осваивает профессию без Мастера, становится посмешищем города".
Руми, Маснави
Абуль Аббас - это Хидр , о котором Аллах упоминает в Священном Коране (18:52) как слугу Аллаха, который встретился с Пророком Мусой (Моисеем). Он сохранил и поддерживал Рельность Золотой Цепочки до тех пор, пока следующий связующий в Цепочке, Абдуль Халик, мог предположить его назначенную стоянку.
Имам Бухари пишет в Книге Пророков, что Пророк (сас) сказал: "Аль-Хидр (Зелёный человек) был так назван потому, что он сидел однажды на засушливой бесплодной белой земле, после чего она покрылась богатой зелёной растительностью".
Важная роль Хидра как Муршида (посвящающего) праведников может быть проиллюстрирована важностью его роли как Муршида пророков, особенно Пророка Моисея. Моисей был очень сильным пророком, одним из пяти величайших пророков, которых Аллах послал в этот мир: Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммад, мир им и благословения. И всё же, несмотря на возвышенное знание Моисея, Аллах побудил его нуждаться в Хидре несмотря на то, что Хидр не был пророком. Это для того, чтобы преподать нам урок, как сказал Аллах в Священном Коране: "…и выше любого обладающего знанием есть более знающий". (Коран 12:76).
История встречи Моисея с Хидром описана в Суре аль-Каф (65-82) и там описано следующее: Моисей и его слуга нашли одного из слуг Аллаха, которого Аллах высоко почтил и преподал знание из Его Собственного Присутствия. Моисей сказал ему: "Я бы хотел сопровождать тебя". Он ответил ему: "Ты не выдержишь этого". Моисей удивился и настоял на том, что ему это удастся. Хидр сказал: "Ты не можешь, но если сможешь, то не спрашивай о том, что я делаю, что бы ты ни увидел. На этом условии ты можешь пойти со мной; но если будешь задавать вопросы, то не ходи за мной". Это означало то, что Хидр собирался сделать что-то, что Моисей не понял бы, несмотря на то, что он был Посланником великой религии. Он нуждался в Хидре, чтобы тот научил его чему-то.
Они взяли лодку и пересекли Реку Тибериас в Палестине. Когда они достигли середины реки, Хидр проделал дыру в лодке для того, чтобы она потонула. Моисей не мог хранить молчание и сказал: "Зачем ты совершаешь такой детский поступок? Эти люди дали тебе лодку, а теперь ты уничтожаешь её?" Хидр ответил: "Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь находиться с мной рядом?" Моисей так и не понял, несмотря на то, что он был пророком и мог читать сердца, что происходило нечто такое, о чём он не знал. Они продолжили и увидели мальчика. Как только они его увидели, Хидр убил его. Моисей сказал: "Что ты делаешь? Ты утопил лодку, а теперь ты убил ребёнка? Это против всех законов!" Снова Хидр сказал: "Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь быть со мной? Если ты меня спросишь в третий раз, то мы расстанемся". Затем они дошли до города, где попросили еды. Никто не дал им еды, и их выдворили. На своём пути они увидели стену на грани разрушения. Хидр переделал эту стену и поставил её прямо. Моисей спросил: "Зачем ты это делаешь? Никто не принял нас в качестве гостей в этом городе, а ты ещё им и стену строишь?" Хидр сказал: "На этом этапе мы расстаёмся, т.к. ты не понял мудрости того, что я делаю".
"О Моисей, мы делаем то, что велит нам Аллах. Сначала я помог лодке утонуть, т.к. там был тиран, который отнимает все лодки у бедных на этой стороне города. Для того, чтобы эти люди не лишились лодки, я сделал так, чтобы она потонула. Этот тиран завтра умрёт, и завтра они смогут взять свою лодку и пользоваться ею в безопасности. Я убил ребёнка, т.к. Аллах не хотел, чтобы этот ребёнок стал причиной того, чтобы родители, которые верят в тебя, оставили твою религию. Аллах даст им лучших детей, чем этот. Я построил стену, которая принадлежала человеку, который при жизни был очень щедрым к беднякам. Когда он умер, он оставил сокровище, зарытое под стеной для двух его сирот. Если бы эта стена упала, люди обнаружили бы это сокровище и забрали бы его. Я восстановил стену для того, чтобы эти двое детей получили бы это сокровище позже. Ты не понял Божьего замысла".
Это был Моисей, который со всей почестью, оказанной ему Богом, оказался невежественным перед Хидром. Как можем мы, знающие так мало по сравнению с Моисеем, считаться знающими, если сам Моисей, со всем своим знанием в Божественном Присутствии, не мог понимать некоторые вещи? Это - урок смиренности для людей и особенно для учёных и религиозных лидеров: "Ваше знание не стоит упоминания. Есть другие более и намного выше образованные, чем вы. Чем выше и глубже вы путешествуете внутрь знания, тем глубже глубина и выше высота, чем там, где вы стоите".
Поэтому, когда кто-то садится для того, чтобы дать совет, он должен садиться с полным смирением и уважением к слушателю. Он не может считать себя выше других, иначе этот свет никогда не достигнет их сердец. Также ввиду того, что каждый нуждается в наставнике, как было показано Наставником наставников, Пророком (сас), когда он взял Джибрила в качестве проводника для Откровения, и когда он взял наставника в путешествие в Медину.
Ибн Араби (ка) в книге Фукус аль-Хикам объясняет три поступка Хидра, которым Моисей был свидетелем, следующим образом:
"Моисея испытывали "многими мытарствами" (КОРАН 20:41), первым из которых было убийство египтянина (28:14-15) - действие, которое он совершил по Божественному побуждению и с одобрением Бога глубоко внутри себя, но тем не менее без его понимания этого; он не ощущал печали в своей душе за то, что убил египтянина, хотя он сам не был оправдан до тех пор, пока он не получил Божественное откровение на это. Все пророки внутренне охранены от греха, сами не ведая об этом ещё до того, как они предупреждены наитием".
"Именно по этой причине Хидр показал ему умертвление мальчика - действие, за которое Моисей упрекнул его, не припоминая его убийство египтянина, на что аль-Хидр сказал ему: "Я сделал это не по своей воле", таким образом напоминая Моисею состояние, в котором он потом оказался, когда он ещё не знал, что он фактически оберегался от любого действия, противоположного Божественному Предписанию.
"Он также показал ему продырявливание лодки, якобы сделанное для разрушения людей, но которое на самом деле имеет скрытый смысл - спасти их от руки "тирана". Он показал это ему как аналогию арке, которая укрыла Моисея, когда он был выброшен в Нил; на первый взгляд это действие было разрушительным для него, но согласно скрытому смыслу, это было его спасением. И снова его мать сделала это из-за опасения "тирана", в данном случае Фараона, дабы он не убил жестоко ребёнка…"
"Моисей затем прибыл в Мадян, там ему повстречалось две девушки, для которых он достал воду из колодца, не прося от них вознаграждения. Затем он “ушёл в тень", т.е. в Божественную тень и сказал: "О, мой Господь, я беден касательно благословений, которыми Ты одарил меня"; затем он приписал одному Богу сущность блага, которое он сделал и назвался бедным (Факир) по отношению к Богу. Именно по этой причине аль-Хидр восстановил перед ним разрушающуюся стену, не прося вознаграждения за труд, за что Моисей упрекнул его, но Хидр напомнил ему о его поступке доставания воды, не прося награды и также о других вещах, не упоминающихся в Коране; так, что Посланник Божий - да благословит его Господь и да дарует ему Мир! - пожалел, что Моисей не хранил молчание и не остался с Хидром для того, чтобы Бог мог сказать ему больше об их поступках".
Ниже приведены высказывания Хидра Сахлю ат-Тустари (ка), переданные Ибн Араби:
"Аллах создал Свет Мухаммада (сас) из Своего Света… Этот Свет был перед Аллахом 100,000 лет. Аллах направлял Свой Взор на него 70,000 раз каждый день и ночь, каждый раз добавляя к нему новый свет из Своего Света. Затем из этого Света Он создал все творения".
Когда Пророк (сас) покинул этот мир, и пришло соболезнование, они услышали голос из угла дома, который говорил: "Да пребудут с вами Мир, Милость Божья и благословения, о Род Пророка (сас)!" Али (ра) затем спросил их, знают ли они кто это был, и он сказал, что это был Хидр. Байхаки передал это в Далаиль ан-Нубувва.