Да будет доволен им Аллах
Шейх Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддик был потомком Абу Бакра ас-Сиддик со стороны отца и от Али ибн Аби Талиба со стороны матери. Он родился в четверг, в священный месяц Рамадан.
Передано, что он сказал: "Мой прадед Абу Бакр ас-Сиддик находился наедине с Пророком (сас) в Пещере Тавр во время переселения из Мекки в Медину, и Пророк (сас) сказал ему: "Ты был со мной всю свою жизнь и перенёс много трудностей. И сейчас я хочу, чтобы ты обратился с просьбой для того, чтобы на тебя снизошла милость Бога". Абу Бакр тогда ответил: "О, Пророк Бога, ты - тайна моей души и тайна моего сердца. Ты знаешь лучше, что мне нужно".
Пророк (сас) поднял свои руки и сказал: "О, Господь, до тех пор, пока мой Божественный Закон остаётся в силе до Судного Дня, да дарует Господь, чтобы среди твоих потомков были те, кто выполняет его и те, кто унаследует его внутренние тайны и даруй, чтобы среди твоих потомков были те, кто на Прямом Пути и те, кто ведёт к нему".
Первым ответом на эту мольбу и первым, кто получил это благословение, был Саййидина Касим. В своё время он был известен в Медине как Абу Мухаммад. Люди приходили слушать его наставления, его лекции (Сухба) и его толкования скрытых значений Корана. Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддик был одним из семи самых известных юристов в Медине, и он был самым знающим среди них. Именно через этих семь великих Имамов Традиции, ранняя юриспруденция и Коранические комментарии распространились людям.
Он встретил некоторых из Последователей Сподвижников, включая Салима ибн Абд Аллах ибн Умара.
Он был набожным человеком и очень знающим в передаче Традиций. Абу Заннад сказал: "Я не видел никого лучше, чем он в следовании Сунне Пророка (сас). В наше время никто не считается совершенным до тех пор, пока он в совершенстве не станет следовать Сунне Пророка (сас), и Касим - один из совершенных людей".
Абдур-Рахман ибн Аби Заннад сказал, что его отец сказал: "Я не видел никого, кто бы знал Сунну лучше, чем аль-Касим".
Абу Нуайм сказал о нём в своей книге Хильят аль-Аулия: "Он мог извлекать глубинные судебные постановления и он был совершенным, безупречным в своих манерах поведения и этике".
Имам Малик рассказал, что Умар ибн Абд уль-Азиз, считающийся пятым праведным халифом, сказал: "Если бы это было в моих силах, я бы сделал аль-Касима Халифом моего времени".
Суфьян сказал: "Несколько человек пришли к аль-Касиму с благотворительностью, которую он распределял. После того, как он распределил её, он пошёл молиться. Пока он молился, люди начали говорить о нём отрицательно. Его сын сказал им: "Вы говорите за спиной человека, который распределил вашу благотворительность и не взял себе из этого ни одного дирхама". Его отец тут же отругал его: "Не говори, а лучше промолчи". Он хотел научить своего сына не защищать его, т.к. его единственным желанием было: порадовать Бога. Его не волновало мнение людей.
Йахья ибн Саййид сказал: "Мы никогда не видели в наше время в Медине никого лучше, чем аль-Касим". Аййуб ас-Сакитьяни сказал: "Я не видел никого лучше, чем Имам Касим. После смерти он оставил 100,000 динаров для бедных, и всё это было из его законного заработка".
Одно из его Чудес
Пра-Шейх Шарафуддин и его последователь Пра-Шейх Абд Аллах Дагестанский (тридцать восьмой и тридцать девятый шейхи в Накшбандийской Золотой Цепочке) рассказали следующую историю:
В тот год, когда Абу Мухаммад Касим должен был уйти из этого мира, в третий день Рамадана он отправился в паломничество. Когда он прибыл в аль-Кудайд, где обычно останавливаются паломники, Бог открыл его видению ангелов, спускающихся с небес и восходящих к небу в бесчисленном количестве. Они спускались, посещали (это) место и затем возвращались. Когда он видел этих ангелов, несущих благословения, которые Бог посылал с ними, это было как будто этот свет и концентрированная сила текла прямо в его сердце, наполняя его искренностью и осознанием Бога.
Как только это видение прошло, он заснул. Во сне он увидел пришедшего к нему Абу Бакра. Он сказал: "О, мой дед, кто эти небесные существа, спускающиеся и поднимающиеся и кто наполнил моё сердце осознанием Бога?"
Абу Бакр ас-Сиддик ответил: "Тех поднимающихся и спускающихся ангелов, которых ты видишь, Бог приписал твоей могиле. Они постоянно посещают её. Они получают благословения из того места, куда в земле будет похоронено твоё тело. Для того, чтобы почтить тебя, Бог повелел им спуститься и попросить для тебя благословений. О, мой внук, не будь невежественным по поводу своей смерти; она близится, и тебя возьмут в Божественное Присутствие, и ты покинешь этот мир".
Касим тут же открыл свои глаза и увидел перед собой своего деда. Он сказал: "Я только что видел тебя во сне". Абу Бакр ас-Сиддик ответил: "Да, мне было велено встретиться с тобой". "Это означает, что я собираюсь покинуть этот мир" - ответил Касим. "Да, ты собираешься покинуть этот мир и сопровождать нас к Вечности" - сказал наш Мастер Абу Бакр ас-Сиддик.
"Какой поступок ты посоветуешь мне совершить в последние моменты моего пребывания на земле?" - спросил Касим у своего деда. Абу Бакр ас-Сиддик ответил: "О, мой сын, пусть твой язык будет всегда увлажнённым Зикром, и держи своё сердце в готовности и присутствии с Зикром. Это самое лучшее, чего ты можешь достичь в этом мире".
Затем Абу Бакр исчез, и Касим начал Зикр на языке и в сердце. Он продолжил путь в Мекку и стоял на Горе Арафат (это происходит каждый год на 9-й день Зуль Хиджа). В тот год многие святые, и мужчины и женщины, присутствовали духовно на Арафате, и Касим бин Мухаммад бин Абу Бакр ас-Сиддик встретился с ними.
Пока они стояли, они все услышали, как Равнина Арафат и гора скорбно плачут. Они спросили у Горы Арафат: "Почему ты так плачешь?", и Гора Арафат ответила: "Я и все ангелы плачут, т.к. сегодня эта земля потеряет одну из своих опор".
Они спросили: "Кто этот столп, который собирается потерять земля?" Гора Арафат ответила: "Абу Мухаммад Касим собирается покинуть этот мир, и мир больше не будет почтён его шагами, и я больше не увижу его на своей равнине, куда приходят все паломники, и я буду скучать по нему. Поэтому я и плачу. Не только за себя, но также от имени его деда Мухаммада и его деда Абу Бакра и его деда Али; и плачет весь мир. Говорят, что смерть учёного - это смерть мира".
В тот момент Пророк (сас) и Абу Бакр ас-Сиддик духовно присутствовали на Арафате и плакали. Пророк (сас) сказал: "Со смертью Касима на земле будет великое разрушение, т.к. он был одним из столпов, который предотвращал это".
Ранее такой скорбный плач на Горе Арафат случился лишь когда Пророк (сас) ушёл из этого мира, и затем, когда Абу Бакр ушёл из жизни, и затем Салман, и затем Касим. Одна святая Рабия аль-Адавиййя встретилась с Касимом в духовном собрании святых, и он сказал: "Я слышу, как плачет каждое сухое существо и живущее существо. Почему, о Рабия, это произошло? У меня никогда не было такого плача в жизни. Ты не знаешь, в чём причина?" Она ответила: "О, Абу Мухаммад, я также не смог выяснить причину этого плача, поэтому лучше спроси у своего деда Абу Бакра".
Абу Бакр явился к ним в духовном видении и сказал: "Этот плач изо всех уголков земли происходит потому, что ты покидаешь этот мир, как я и сообщил тебе во время твоего паломничества". Затем Касим поднял свои руки и помолился Богу: "Если я ухожу сейчас из этой жизни, прости всех, кто стоял вместе со мной на Горе Арафат". Затем им был голос: "Ради тебя Бог простил каждого, кто стоял с тобой на Горе Арафат в этом Хадже". В тот момент Бог открыл сердцу Касима нескончаемое Гностическое знание.
Затем он покинул Гору Арафат и сказал: "О, Гора Арафат. Не забудь меня в Судный День. Все святые и все пророки стояли там, и поэтому я прошу тебя не забыть меня в Судный День". Эта огромная гора ответила громким голосом так, что все слышали: "О, Касим, не забудь меня в Судный День. Не забудь меня. Позволь мне быть частью посредничества Пророка".
В тот момент Касим покинул Гору Арафат и прибыл в Мекку аль-Мукарраму, в Каабу. Там он услышал плач, исходящий из Дома Бога, который увеличивался по мере того, как он приближался, и все его слышали. Это был голос Каабы, плачущей об уходе Касима из этого мира. И это было как потоп: потоп слёз, льющихся из Каабы, заполняя водой всё вокруг.
Дом Божий сказал: "О, Касим! Я буду скучать по тебе, и я больше не увижу тебя снова в этом мире". Затем Кааба сделала 500 круговых обходов вокруг Касима из-за уважения к нему. Каждый раз, когда святой посещает Каабу, она отвечает на приветствия этого святого словами: "Уа алейкум ас-салям йа Уали-Аллах" - "И тебе мир, о друг Бога".
Затем Касим попрощался с Хаджар аль-Асвад (Чёрным Камнем), затем с Джаннат аль-Муалля - кладбищем, на котором похоронена Хадиджа аль-Кубра, первая супруга Пророка (сас); и затем со всеми в Мекке. Затем он ушёл и направился в аль-Кудайд, - место между Меккой и Мединой, в 9-й день Мухаррам, где он перешёл в мир иной. Это был 108-й (или 109-й) год по Хиджре, 726-й г. нашей эры, и ему было семьдесят лет. Он передал тайну Накшбандийской Золотой Цепочки своему последователю - своему внуку Имаму Джафару ас-Сиддик.