Да благословит Аллах его душу
Он был Мудрейшим Учёным своего времени, украшенный Знаниями Наук, одетый в Одеяния Набожности и Терпения, освещённый Сущностью Достоверности и поддерживаемый Твёрдостью Веры. Он мог отличать Истину от Фальши. Он был Непревзойдённым в Красноречии и Разъяснении. Он был Мастером этого Пути и Первым в Собрании (Джамаат). Он был Мастером Знающих и Указательным Знаком для Ищущих.
Его речи были поучительны, изысканны и красноречивы. Его доказательства и примеры были метафорами, которые разъясняли возвышенные концепции для того, чтобы они стали доступными людям. Все были ошеломлены его красноречием. Если он проходил по какому-либо городу в Дагестане, люди выстраивались в очередь для того, чтобы повидаться с ним. Писатели посещали его собрание ради его красноречивого литературного языка; юристы - ради его правовых норм; философы - ради его логики; ораторы - ради его разъяснений, а суфии - ради его Раскрытия Истины.
Он родился в Кулале, в провинции Ширван, юг Дагестана, 1-го числа месяца Мухаррам, в понедельник в 1201 году по Хиджре (1786 году).
Он был высоким и очень светлым. Его борода была смешанного цвета: чёрно-белой. Его глаза были чёрного цвета. Голос был высоким.
Он был одним из Набожных, Богомольных юристов. Он следовал Шафиитской Школе и преподавал её. Он выучил наизусть Шафиитскую книгу "Китаб уль-Умм" (Матерь Книг). Он мог выносить правовые решения (Фатва) уже в возрасте двадцати лет. Он был уважаем всеми в своём городе. Он получил свои первые уроки по Тасаввуфу в своей семье.
Из его высказываний
Он сказал: "Наш Путь контролируется Кораном и Сунной".
"Я встречал в Накшбандийском Ордене четыре вида праведников; и в каждом типе - тридцать подвидов; но в конечном итоге я выбрал следовать Шейху Исмаилу аш-Ширвани".
"Аллах не послал ничего на эту Землю, что бы ни являлось уроками для Его служителей, из которых они могли бы извлекать пользу".
Его спросили: "Кто такой Знающий?" Он ответил: "Знающий - это тот, кто знает твою тайну даже если ты ничего не говоришь".
Он сказал: "Мы не принимали суфизм через речи и пафосные слова или через фразу: "Наш Шейх сказал то и наш Шейх сказал это". Мы приняли суфизм посредством голода и оставили Дунию (эту мирскую жизнь) позади и отключились от всех".
Его спросили: "В чём разница между Ищущим (Муридом) и Того, Кого ищут (Мурад)?" Он ответил: "Ищущи - это тот, кто приобрёл знания посредством своих деяний и своего обучения. А Тот, кого ищут - это тот, кто получает знания через откровение и наитие (вдохновение). Ищущие двигаются и идут, а Тот, кого ищут - летит, а разница между тем, кто идёт и тем, кто летит - велика".
"Искренность между Аллахом и Его Служителями никому не видима: её не могут записать ангелы, её не может повредить дьявол и её не может разрушить желание".
Достоверность (Хакк аль-Йакин). Знание, которое он приобретает, будет получено напрямую из Божественного Присутствия и будет всегда неизменно. Поэтому Люди Свидетельствования - тверды в своих решениях, и это исходит из Реальности, а не от мнения ума.
Он сказал: "Человека нельзя назвать мудрым служителем до тех пор, пока в нём ничего не останется из того, что не нравится Аллаху".
"Накшбандийский Суфийский Орден основан на четырёх чертах поведения:
1. Не говорить, если тебя не спросят;
2. Не кушать до тех пор, пока не ощутишь слабость и голод;
3. Не спать до тех пор, пока не ощутишь усталость;
4. Не молчать, когда находишься в Его Присутствии (т.е. просить Аллаха неустанно)".
"Чистота сердца зависит от чистоты Зикра, а чистота Зикра зависит от отсутствия любого скрытого Ширка (приравнивание сотоварища Аллаху)".
"Речь Пророка (сас) - от Божественного Присутствия, а речь суфиев - от Свидетельствования (Мушахада)".
"Путь суфиев к Аллаху пролегает через борьбу с собой".
"Состояние Уникального и Искреннего Единства достигается, когда служитель идёт от Конца к Началу; и становится тем, кем он был до того, как существовал".
"Знание Единства (Тавхид) завуалировано от глаз Учёных Внешнего Знания очень давно. Они могут говорить лишь о внешней форме".
"Что побуждает сердце ощущать счастье и умиротворение, когда слышит прекрасный звук? Это результат разговора Аллаха с душами, когда они были атомами в Его Присутствии; и когда Он спросил их: "Разве не Я - Ваш Господь?". Сладость Его Речи впечаталась в них. Таким образом, в этом мире, каждый раз, когда сердце слышит Зикр или музыку, оно ощущает счастье и умиротворение, т.к. они являются отражением этой сладости".
О его чудесах
В течении двадцати лет он не ел чаще одного раза в неделю. Его ежедневная практика памятования (Вирд) состояла из 350 Ракатов молитвы.
Шейх Ахмад аль-Кавкази рассказывал: "Однажды я ехал из города через лес в другой город по важному делу. Был сильный снегопад, и дул сильный ветер. Затем снегопад утих, а вместо этого полил ливень, превращая все дороги в реки. У меня не было другого выбора, кроме как пойти через лес. Я вошёл в лес, т.к. надвигалась ночь и затерялся в нём. С неба лил сильный дождь, надвигалась ночь, ливень всё усиливался, и я не знал, куда идти. Я подошёл к реке, которая протекала через лес. Ливень превратил эту реку в океан с волнами. Мост через эту реку был разрушен, но мне нужно было переходить на другой берег. Река бушевала, поднимаясь всё выше и выше до тех пор, пока не покрыла мои ноги, а затем и ноги моей лошади. Я опасался, что я и моя лошадь могут утонуть. Я поднял руки к небу и попросил моего Господа: "О Аллах, помоги мне в этом затруднении". И тут же услышал голос позади себя: О Ахмад, зачем ты зовёшь меня из моего дома?" Я посмотрел и увидел Шейха Хаса Мухаммада позади себя, но он был очень огромного размера. Он сказал: "Возьми меня за руку и переходи реку вместе со мной". Я ощущал страх. Он сказал: "Когда ты с нами, ты не должен ощущать страх". И мы перешли реку. Он шёл по воде, а я шёл с ним по воде. Мы перешли на другой берег. Он сказал: "Теперь ты в безопасности", и тут же исчез. Когда я добрался до места и пошёл в мечеть, я увидел его сидящим там. Я спросил у него: "Как вы пришли?" Он ответил: "О Ахмад, для Нас нет никаких границ. Мы можем оказаться где пожелаем и когда пожелаем".
Его борьба
Беннигсен и Вимбуш описывают влияние Шейха Исмаила аш-Ширвани и его Халифов в Дагестане следующим образом: "Накшбандийский Тарикат играл очень важную роль в истории Кавказа. Железная дисциплина, тотальное посвящённость его идеалам и строгая иерархия, на которой он основывался, объясняют героическое сопротивление кавказских горцев русским завоевателям - сопротивление, которое продолжалось с 1824 по 1855 года - в течение которых не только все лидеры движения, но также местные власти (Наиб) и большинство борцов были Накшбандиями. Можно сказать, что почти пятидесятилетние кавказские войны внесли важную лепту в материальное и моральное разрешение Царской империи и ускорили падение Русской Монархии. Братство достигло ещё одного глубокого и долгосрочного результата: оно превратило полуязычных горцев в строгих православных мусульман и внедрило ислам на спиритуалистские территории верхней Чечни и среди Черкесских племён западного Кавказа". "Последующая массовая переезд кавказских мусульман в Турцию не разрушила Накшбандийю в Дагестане и Чечне; её корни распространились слишком широко и слишком глубоко".
Хас Мухаммад умер 3-го числа месяца Рамадан, в воскресенье в 1260 году по Хиджре (1844 году) во время своего возвращения в Дагестан из паломничества в Мекку. Он был похоронен в Дамаске. Он передал полномочие Тариката своему последователю Саййидине аш-Шейху Мухаммаду Эфенди аль-Яраги (ка) согласно воле их общего Шейха Саййидины Исмаила аш-Ширвани (ка).