Абу Якуб Йусуф ибн Аййуб ибн Йусуф ибн аль-Хусайн аль-Хамадани
Да освятит Аллах его душу
Он был одним из редчайших Знатоков Бога, Столпом в Сунне Пророка (сас) и уникальным праведником. Он был Имамом (религиозным лидером) и Алимом (религиозным учёным) и Арифом (духовным знатоком Бога). Он был Мастером своего времени в повышении стоянок своих последователей. Учёные и набожные люди стекались толпами в его Ханаку (место для духовных практик) в городе Мерв (нынешний Туркменистан) для того, чтобы послушать его.
Родившись в Бузанджирд возле Хамадана в 440-м году по Хиджре, он переехал из Хамадана в Багдад, когда ему было восемнадцать лет. Он изучал Шафиитскую школу под руководством Мастера своего времени Шейха Ибрагима ибн Али ибн Йусуф аль-Файрузабади. В Багдаде он поддерживал связь с великим учёным Абу Исхак аш-Ширази, который оказывал ему больше почтительного отношения, чем кому-либо из его учеников, несмотря на то, что он был самым младшим.
Он был таким прекрасным правоведом, что стал Марджа (справочником) своего времени для всех учёных в этой области. Он был известен в Багдаде, центре исламского знания, в Исфахане, Бухаре, Самарканде, Хваразме (Хорезме) и по всей Центральной Азии.
Позднее он уединился и оставил этот мир. Он стал аскетом и пребывал в постоянном поклонении и Муджахаде (духовной борьбе). Он общался с Шейхом Абдуллой Гувайни и Шейхом Хасаном Симнани, но его тайна была передана ему Шейхом Абу Али аль-Фармади. Он продвинулся в само-отрицании и размышлении до тех пор, пока не стал Гаус (Архи-Посредником) своего времени. Он был известен как Дождь Реальностей и истины и Духовного Знания. Он в конечном итоге обосновался в городе Мерв. Через него произошли бесчисленные чудодейственные события.
Из его чудес
Он отражал Божественный атрибут Всемогущества, Суровости(аль-Каххар) на тех, кто противостоял распространению духовности. В связи с этим его чудодейственные поступки в этом отношении следующие:
Однажды он проводил собрание, в котором он просветлял слушателей небесным знанием. Два учёных по буквальному толкованию текста, присутствующих там, сказали: "Лучше храните молчание, т.к. вы изобретаете нововведение". Он сказал им: "Не говорите о тех вещах, которых вы не понимаете. Вам лучше умереть, чем оставаться". Как только он произнёс эти слова, они тут же упали замертво.
Ибн Хаджар аль-Хайсами написал в своей книге Аль-Фатава аль-Хадисиййя: "Абу Саид Абдулла ибн Аби Асран, Имам Шафиитской школы, сказал: "Когда я начал поиск религиозного знания, я сопровождал своего друга Ибн ас-Сака, который был учеником в Школе Низамийя, и нашей традицией было посещение набожных. Мы слышали, что в Багдаде был человек по имени Йусуф аль-Хамадани, который был известен как аль-Гаус, и он мог появляться когда пожелает и мог исчезать когда пожелает. Поэтому я решил посетить его вместе с Ибн ас-Сака и Шейхом Абдул Кадиром аль-Джилани, который был ещё молодым в то время. Ибн ас-Сака сказал: "Когда мы посетим Шейха Йусуфа аль-Хамадани, я собираюсь задать ему вопрос, ответ на который он не знает". Я сказал: "Я также собираюсь задать ему вопрос и собираюсь посмотреть, что он скажет". Шейх Абдул Кадир аль-Джилани сказал: "О Аллах, убереги меня от задавания вопроса такому святому как Йусуф Хамадани, но я войду в его присутствие, прося Баракят (благословений) и Божественного Знания".
"Мы вошли в его собрание. Он отгородился от нас, и мы не видели его до тех пор, пока не прошёл один час. Он посмотрел на Ибн ас-Сака рассерженно и сказал, не будучи информированным о его имени: "О Ибн ас-Сака, как ты смеешь задавать мне вопрос в то время, как твоё намерение - поставить меня тупик, сбить с толку? Твой вопрос - такой и твой ответ - такой!" Затем он сказал Ибн Саке: "Я вижу огонь Куфра (неверия), горящий в твоём сердце". Он посмотрел на меня и сказал: "О Абдулла, ты задаёшь мне вопрос и ожидаешь моего ответа? Твой вопрос - такой и твой ответ - такой. Пусть людям станет грустно за тебя, т.к. они проигрывают в результате твоего неуважения ко мне".
Затем он посмотрел на Шейха Абдул Кадира аль-Джилани и сказал ему: "Подойди, сын мой. Я благословлю тебя. О Абдул Кадир, ты порадовал Аллаха и Его Пророка (сас) своим истинным уважением ко мне. Я вижу тебя в будущем сидящим на самом высоком месте в Багдаде и говорящим и наставляющим людей и говорящим им, что твои стопы - на шее каждого Уали (святого). И я вижу каждого Уали твоего времени кланяющимся тебе благодаря твоей великой стоянке и почести".
Ибн Хаджар аль-Хайсами продолжил: "Абдул Кадир был возвышен и всё, что Шейх аль-Хамадани сказал о нём, сбылось. Было время, когда он сказал: "Мои стопы - на шее всех Аулия (святых) и он был справочником и путеводной звездой, наставляющих всех людей его времени к их местоназначениям".
"Судьба Ибн ас-Сака была совсем иной. Он был превосходным в своём знании Закона Ислама. Он опережал всех учёных его времени. Он вступал в диспуты с учёными своего времени и побеждал их до тех пор, пока Халиф не позвал его стать членом его суда. Однажды Халиф послал ему посланника Короля Византии, который, в свою очередь, позвал всех священников и учёных христианства для диспута с ним. Ибн ас-Сака мог победить их всех в диспуте. Они были беспомощны в своих ответах в его присутствии. Он дал им ответы, которые показали, что они - всего лишь ученики в его присутствии.
"Его превосходство поражало Короля Византии, и он пригласил его на личную встречу с его семьёй. Там взор Ибн Саки пал на дочь Короля. Он тут же влюбился в неё и попросил у её отца, Короля, её руки и сердца. Она сказала, что согласится лишь тогда, когда он примет её религию. Он сделал это: оставил ислам и принял христианскую веру принцессы. После женитьбы он серьёзно заболел. Они выгнали его из дворца. Он стал городским попрошайкой, прося у всех еды, но никто не давал ему ничего. На его лицо снизошла темень.
"Однажды он увидел кого-то, который знал его давно. Тот человек рассказывает: "Я спросил его: "Что с тобой произошло?" Он ответил: "Я попал в искушение" Человек спросил его: "Ты что-нибудь помнишь из Священного Корана?" Он ответил: "Я лишь помню "Руббама йавадду-ль-лязина кафару ляв кану муслимин - "Неверующие непременно пожелают оказаться мусульманами". (Коран 15:2).
"Он дрожал так, будто испускал последний вздох. Я повернул его лицом к Каабе (Западу), но он продолжал поворачиваться к Востоку. Затем я снова повернул его лицом кКаабе, но он снова повернулся к Востоку. Я повернул его в третий раз, но он вернулся на Восток. Затем, когда его душа выходила из него, он сказал: "О Аллах, это результат моего неуважения к Твоему Архи-Посреднику Йусуфу аль-Хамадани".
Имам Хайтами продолжает: "Ибн Асран сказал: "Я пошёл в Дамаск и местный Король Нуридин аш-Шахид поставил меня во главу департамента религиозных дел, и я согласился. В результате мирская жизнь настигла меня со всех сторон: пропитание, богатства, слава, деньги, положение до конца моей жизни. Это то, что Архи-Посредник Йусуф аль-Хамадани предсказывал мне".
Из его высказываний
Афоризмы Йусуфа аль-Хамадани иллюстрируют его высокое положение среди праведных. Он сказал: "Открытие Дара Духовного Слышания у Друзей Аллаха подобно Посланию из Реальности, Главе в Книге Аллаха, благословению из Знания Невидимого. Это начало открытия Сердца и его раскрытие - хорошие вести с Небесных Стоянок! Это рассвет понимания Божественных Значений. Это слышение - пропитание для духа и жизнь для сердца. Это - Существование (Бака) Тайны (Сирр). Аллах делает Себя Свидетелем видений Его Избранных Слуг и облачает их Своими благословенными действиями и украшает их Своими Атрибутами.
"Из его святых, Он делает одну группу слышать через Его Возвышенное Свидетельствование (Шухада ат-танзих); Он позволяет другим слышать через Его Уникальное Единство (Уахданийя); Он позволяет другой их группе слышать через Его Милость (Рахма). И Он позволяет некоторым слышать через Их Силу (Кудра).
"Пусть это будет известно тебе, о Человек, которого Аллах создал из Света Его Проявлений 70,000 ангелов и назначил их для различных стоянок между Троном ( Арш) и Престолом (Курси). В Присутствии Близости (Унс) их одеяние - зелёная шерсть, их лица подобны полной луне, они стоят в Его Присутствии в благоговении, теряя сознание, опьянённые Его Любовью, бесконечно передвигаясь от Трона к Престолу и обратно из-за эмоции и милости, которая пылает в их сердцах. Это - суфии Небес и Исрафил (ангел, который будет трубить в Трубу в Судный День) - их руководитель и проводник, а Джибрил - их лидер и вещающий, а аль-Хакк (Аллах) - их Король. На них - благословения Аллаха".
Вот так Йусуф аль-Хамадани , Тень Бога на Земле, описывал небесную реальность и возвышенные стоянки суфиев. Да благословит Аллах его душу и да освятит его.
Он умер в Хорасане между Херат и Бакшур 12-го Раби уль-Авваль, 535-м году по Хиджре и был похоронен в городе Мерв. Возле его могилы была построена большая мечеть и большая школа.
Он передал свою тайну Абуль Аббасу, который, в свою очередь, передал её Абдул Халику аль-Гудждавани, который тоже получил её прямо от Йусуфа аль-Хамадани.