Да будет доволен им Аллах
Салман аль-Фариси, известный как Имам, Знамя Знамён, наследник Ислама, Мудрый Судья, Знающий Учёный, и Один из Домов Пророка (сас). Все эти звания дал ему Пророк (сас). Он был непреклонен перед лицом сильных трудностей и невзгод и нёс Свет Светов и распространял тайны сердец для того, чтобы поднимать людей из тьмы к свету. Он был почитаемым сподвижником Пророка (сас). Он передал шестьдесят его высказываний.
Он пришёл из многоуважаемой зороастрийской семьи из города, неподалеку от Испахана. Однажды, когда он проходил мимо церкви, его привлекли голоса молящихся мужчин. Заинтересовавшийся их поклонением, он вошёл и увидел, что это было лучше религии его воспитания. Узнав, что религия брала своё начало в Сирии, он покинул дом против воли своего отца, отправился в Сирию и вошёл в связь с последователями христианских отшельников. От них он узнал о приходе последнего Пророка (сас) и о признаках его прихода. Затем он поехал в Хиджаз, где был схвачен, продан в рабство и отвезён в Медину, где он впоследствии встретился с Пророком (сас). Когда он увидел проявление всех знаков в Пророке (сас), о которых ему рассказали его христианские учителя, он засвидетельствовал веру, произнёс Шахаду. Подневольное состояние помешало Салману находиться в битвах Бадр и Ухуд. Апостол помог ему освободиться от рабства, посадив своими руками триста пальмовых деревьев и дав ему большой кусок золота. Став свободным, он принимал участие во всех битвах вместе с Пророком (сас).
В "Сират РасулАллах" Ибн Исхака мы находим следующее в описании Салманом путешествия Пророка (сас) в поисках истинной религии:
"Асим ибн Умар ибн Карада сказал, что ему сообщили, что Салман Перс сказал Пророку (сас), что его мастер в Аммурийи сказал ему пойти в определённое место в Сирии, где находился человек, который жил между двумя чащами. Каждый год, когда он ездил от одной чащи к другой, больные стояли у него на пути и каждый, за кого он молился, исцелялся. Он сказал: "Спроси у него об этой религии, которую ты ищешь, т.к. он может рассказать тебе о ней". Поэтому я продолжил до тех пор, пока не прибыл в место, о котором мне сказали и обнаружил, что там собрались люди со своими болезнями до тех пор, пока он не вышел к ним той ночью, проходя от одной чащи к другой. Люди приходили к нему со своими болезнями и каждый, за кого он молился, был исцелён. Они помешали мне подойти к нему и я не мог приблизиться к нему до тех пор, пока он не вошёл в чащу, в которую направлялся, но я взял его за плечо. Он спросил меня, кто я, когда повернулся ко мне и я сказал: "Да смилуется над тобой Господь, расскажи мне о Ханифийе, религии Авраама". Он ответил: "Вы спрашиваете о том, о чём люди не спрашивают сейчас; пришло то время, когда будет послан Пророк с этой религией из людей Харама. Пойди к нему, т.к. он приведёт тебя к этому". Затем он вошёл в чащу. Пророк сказал Салману: "Если бы ты сказал мне правду, ты бы встретился с Иисусом, сыном Марии".
В одной из битв Пророка (сас) под названием аль-Ахзаб или аль-Хандак, Салман посоветовал Пророку копать канавы вокруг Медины для защиты города, и Пророк (сас) с радостью принял это предложение. Он сразу же приступил к делу и помогал копать своими руками. Во время этой раскопки Салман наткнулся на камень, который он не мог расколоть. Пророк (сас) взял топор и ударил по нему. Первый удар образовал искру. Затем он ударил второй раз, и снова образовалась искра. И тогда он ударил в третий раз, и в третий раз появилась искра. И тогда он спросил Салмана: "О, Салман, ты видел эти искры?" Салман ответил: "Да, о Пророк, конечно же я видел". Пророк (сас) сказал: "Первая искра дала мне видение, в котором Аллах открыл мне Йемен. Со второй искрой Аллах открыл Шам и аль-Магриб (Запад). И с третьей Аллах открыл мне Восток".
Салман сообщил, что Пророк (сас) сказал: "Ничто так не предотвращает предопределение, как мольба, и ничто не продлевает жизнь так, как праведность" и "Ваш Господь велик и щедр и не отвергает пустые руки слуги, когда он вздымает их к Нему". Тирмизи передал их.
Ат-Табари сообщает, что в 16 г. по Хиджре мусульманская армия пошла на персидский фронт. Для того, чтобы противостоять Персидскому королю, на одном этапе мусульманская армия оказалась на противоположном берегу великой реки Тигрис. Предводитель армии Сад Ибн Аби Ваккас, следуя сновидению, приказал всей армии погрузиться в бурлящую реку. Многие люди опасались и отступили. Сад вместе с находящимся рядом Салманом сначала помолились: "Да дарует нам Аллах свободу и да сразит Его врага". Затем Салман помолился: "Ислам порождает удачу. Клянусь Аллахом, пусть пересечение рек станет таким же лёгким для мусульман, как и пересечение пустынь. По Его Воле, в чьих руках находится душа Салмана, да выйдут солдаты из-под воды в таком же количестве, в каком они вошли в неё". Сад и Салман затем погрузились в Тигрис. Сообщается, что река была покрыта лошадьми и людьми. Лошади плыли и когда устали, уровень реки визуально поднялся и поддерживал их до тех пор, пока они не перевели дух. Некоторым казалось, что лошади плыли на волнах безо всяких усилий. Они всплыли на другом берегу, как молился Салман, не потеряв ничего из своих доспехов, кроме жестяной чаши, и никто не потонул.
Они продолжали путь для того, чтобы взять Персидскую столицу. Салман выступил в качестве оратора и сказал завоёванным персам: "У меня то же происхождение, что и у вас. Я буду к вам снисходительным. У вас есть три варианта. Вы можете принять ислам, и тогда вы станете нашими собратьями, и у вас будут те же привилегии и обязанности, что и у нас. Либо вы можете заплатить налог Джизьях, и мы будем править вами со справедливостью. Либо мы объявим вам войну". Персы, засвидетельствовав чудодейственный переход мусульманской армии, приняли второй вариант.
Салман аль-Фарси был впоследствии назначен правителем этого региона. Он был командующим 30,000 мусульманских рот. И несмотря на это, он был очень смиренным. Он жил на доход от труда своими руками. У него не было дома; он спал под деревьями. Он говорил, что был очень удивлён наблюдать, что многие люди тратили всю свою жизнь на этот мир, не задумываясь о неизбежности смерти, которая однажды унесёт их из этого мира.
Салман был очень строгим и справедливым человеком. Среди нескольких трофей, которые раздавались однажды, была ткань, из которой каждый сподвижник вырезал себе кусочек. Однажды Умар встал и сказал: "Говорите тише, чтобы я вас услышал". На нём было надето два кусочка этой ткани. Салман сказал: "Клянусь Богом, мы не услышим тебя, т.к. ты предпочитаешь себя своим людям". "Как это?" - спросил Умар. Он сказал: "На тебе надето два кусочка ткани, в то время как на всех остальных - один". Умар позвал: "О Абдулла!" Ему никто не ответил. Он снова сказал: "О Абдулла ибн Умар!" Абдулла, его сын, позвал: "В твоём распоряжении!" Умар сказал: "Я прошу тебя Богом, не хочешь ли ты сказать, что второй кусок - твой?" Абдулла сказал: "Да". Салман сказал: "Теперь мы услышим тебя".
Ночью Салман начинал молиться. Если он уставал, он начинал произносить Зикр языком. Когда его язык уставал, он размышлял и медитировал над мощью Аллаха и Его величием в создании. Он тогда говорил себе: "О, моё эго, ты отдыхало, а теперь вставай и молись". Затем он снова выполнял Зикр. Затем медитировал и так далее, всю ночь напролёт.
Бухари сообщает два Хадиса, которые показывают внимание Пророка (сас) к Салману:
Абу Хурайра передаёт: "Пока мы сидели со Святым Пророком (сас), ему открылась Сурат аль-Джумуа. Когда Пророк (сас) прочёл Суру: "И Он (Аллах) послал его (Мухаммада) также и остальным (помимо Арабов)..." (62:3). Я сказал: "Кто они, о Посланник Аллаха?" Пророк (сас) не ответил до тех пор, пока я не повторил свой вопрос трижды. В то время Салман аль-Фариси был с нами. Посланник Аллаха положил свою руку на Салмана со словами: "Если бы вера была в ат-Турайя (Плеяды, очень отдалённые звёзды), то даже тогда некоторые из этих людей (т.е. народ Салмана) достали бы до них".
Абу Джухайфа сообщает: "Пророк (сас) скрепил узы братства между Салманом и Абу ад-Дарда аль-Ансари. Салман нанёс визит Абу Дарде и увидел, что Ум ад-Дарда (его супруга) одета в рваные одежды. Он спросил её, почему она была в таком состоянии. Она сказала: "Твоего брата Абу ад-Дарду не интересуют роскоши этого мира". Тем временем Абу ад-Дарда пришёл и приготовил еду для Салмана. Салман попросил Абу ад-Дарду покушать с ним, но Абу ад-Дарда сказал: "Я пощусь". Салман сказал: "Я не стану кушать, если ты не будешь кушать". И тогда Абу ад-Дарда покушал с Салманом. Когда настала ночь и прошла часть ночи, Абу ад-Дарда встал (для выполнения ночной молитвы), но Салман сказал ему спать и Абу ад-Дарда спал. Через некоторое время Абу ад-Дарда снова встал, но Салман сказал ему спать. Когда настали последние часы ночи, Салман тогда сказал ему встать, и они оба выполнили молитву. Салман сказал Абу ад-Дарде: "Ваш Господь имеет на Вас право, ваша душа имеет на Вас право, и ваша семья имеет на Вас право". Абу ад-Дарда пришёл к Пророку (сас) и рассказал всю историю. Пророк (сас) сказал: "Салман сказал правду".
Он умер в 33-м г. н.э. во время правления Усмана. Он передал свою тайну внуку Абу Бакра: Имаму Абу Абдур Рахману Кассиму ибн Мухаммад ибн Абу Бакру ас-Сиддик.