Да освятит Аллах его душу
Он был набожным Имамом, уважаемый всеми. Он принёс сокровища Знания и его тонкий Свод Правил Поведения. Его многочисленные высказывания были Путеводителем на пути Ищущих. Из его лба сиял Свет Небесного Знания. Он был очень смелым в борьбе против русских империалистов того времени. Он обладал Истинной Набожностью и очень чистой Верой. Он был смиренным по отношению ко всем. Он носил знаки Совершенства, поместив своё эго под контроль. Он побуждал людей следовать накшбандийскому Суфийскому Пути и поддерживать его устами и поступками и сердцами. Он был Садом, наполненным Розами, из которого пчёлы собирали нектар и вырабатывали мёд прекрасного качества. Люди устремлялись к его порогу для достижения счастья в этом мире и в Вечности.
Он являл собой Знак Чудодейственной Силы в знании тайн сердец своих учеников и в показывании им пути достижения Совершенного Состояния Божественной Любви. Он был Великим Суфием и Знающим, известным среди всех народов, населяющих Дагестан. Его слава распространилась по Турции, Персии и по всем странам арабского мира. Его сердце было наполнено искренностью, и его душа была легчайшей и чистейшей. Он изучал как внешнее, так и внутреннее знание. Он был учёным Корана и Хадиса, и владел Юриспруденцией. Он был образован в химии, астрономии и логике. Он был справочником в любой науке.
Он обучал своих Муридов, которых насчитывалось тысячи. В течении дня он обучал их военной стратегии в борьбе с русскими, а ночью он обучал их духовности. Он спал редко, не больше двух часов в день. Его пищей зачастую была лишь вода, а его одежда состояла из одной шерстяной накидки. В Дагестане его знали все. Он жил во времена небезызвестного тирана Шаха Шамуса, правителя Дагестана.
Его муридов, которых он обучал, насчитывалось тысячи. Днём он обучал их военной стратегии в борьбе с русскими, а ночью он обучал их духовности. Он спал редко, не более двух часов вдень. Его пищей зачастую была лишь вода, а его одежда состояла из одной шерстяной накидки. Он был известен всем в Дагестане. Он жил во времена бесчестного тирана, Шаха Шамуса, Правителя Дагестана.
Он родился в Курале, в Ширване, Дагестан, во вторник 2-го числа месяца Зуль Кида, в 1191-м году по Хиджре (1777-м году).
Он был высоким, светлокожим, его борода была белой, а глаза - зелёные. Его голос был мягким.
Из его изречений
Он говорил: "Если Любящим Бога пришлось бы говорить о Нём, от этого описания умер бы каждый любящий".
"Ищущий (Мурид) не хочет ничего для себя, кроме того, что Аллах желает для него, и не нуждается ни в чём из Вселенной, кроме одного Господа".
"Если ищущий говорит через пять дней воздержания от пищи (поста): "Я голоден", он не подходит для нашего Пути".
"Депрессия в сердце - от трёх болезней: потеря гармонии с природой; соблюдение традиций, в которых воспитывался человек и которые противоречат Пути Сунны; и пребывание рядом с порочными людьми".
"Когда сердца отчаялись узреть Сущность Аллаха, Он послал им Свои Атрибуты. Они были успокоены и утихомирены и были довольны".
"Когда Аллах недоволен Своим служителем? Когда Его служитель начинается раздражаться длительностью собрания Зикра. Если бы его любовь к Аллаху была истинной, это было бы как мгновение ока".
"Смерть отрицает счастье того, кто любит мирскую жизнь" (Дунию).
"Аллах никогда не возвышал того, кто любит деньги".
"Любовь Верующего - это свет в его сердце".
"Ислам означает: склонить своё сердце к Господу и не причинять никому вреда".
Как знак своей смиренности он говорил: "Если кто-то прокричал в мечети: "Пусть самый порочный человек уйдёт", то я уйду первым".
"Тот, кто приходит к Аллаху своим сердцем, Аллах пошлёт сердца всех Его служителей к Себе".
"Я вижу в людях работу Рук Аллаха, но их обманчивая идея самих себя делает их слепыми этому видению; и я слышу от них бесконечный Зикр хвалы Создателя, но их уши глухи для этого".
"Не каждый может носить шерстяную одежду; ношение одежды из шерсти требует чистоты сердца".
"Тот, кто носит одежду из шерсти в смирении, Аллах возвысит его и прольёт свет на его сердце. Тот, кто носит её в надменности и гордыне, Аллах принизит его".
Его обычаем было - помещать своих Муридов в уединение поэтапно. Старшие Муриды, которые уже прошли много уединений он помещал в очень интенсивное уединение в специальные подвальные помещения. Он разрешал приходить как мужчинам, так и женщинам к нему за советом; и в уединение он отправлял также как мужчин так и женщин: каждый пребывал в отдельном уединении.
Один учёный, который завидовал известности Шейха Яраги и желал разрушить его репутацию, отправился к Правителю Дагестана, Шаху Шавусу и заявил, что Шейх Яраги смешивает противоположный пол друг с другом. Тот учёный пытался надавить на правителя, чтобы тот поместил его в тюрьму. Правитель передал послание Шейху Мухаммаду Эфенди аль-Яраги (ка) через гонца. Шейх прочёл это послание и затем сказал гонцу: "Подожди! Я сейчас передам подарок правителю при условии, что он не откроет его до того дня, как я появлюсь у него". Он ушёл в свою комнату и вышел с коробкой, которую передал гонцу.
Правитель получил коробку и боялся открывать её. В день судебного заседания Сайидина Мухаммад Эфенди аль-Яраги (ка) приехал со всеми своими учениками. Когда он вошёл, правитель встал. Люди увидели его стоящим и поняли, что что-то произошло, т.к. он обычно никогда ни для кого не вставал.
Шейх сказал: "Открой коробку!" Он открыл коробку и увидел там письмо. Под письмом был кусок сильно горящего угля. Под углем находился кусок ткани, совершенно не затронутый пламенем. Под куском ткани был порох. Он сказал: "Прочтите письмо!" Он открыл письмо и начал громко читать его вслух. "Правителю. Несмотря на то, что обвинение против нас - неверно, мы, тем не менее, спрашиваем: "Может ли тот, кто держит коробку, наполненную горящим углем, лежащим на порохе в течении недели…" и на этом месте правитель затрясся. Шейх сказал ему: "Не дрожите. Читайте дальше". Правитель продолжил: "…лежащим на порохе в течении недели без угрозы взорваться; разве он не может удерживать своих Муридов - мужчин и женщин от взрыва огня страсти?"
Однажды одна женщина привела к нему своего сына. Ему было четыре месяца. Он позвал ребёнка и к всеобщему удивлению ребёнок пошёл к нему. Он сказал ребёнку: "Читай вместе со мной", и начал повторять Суру Ихлас (Суру 112) за Шейхом. Он сказал: "Читай сам", и ребёнок читал сам. Человек, передавший этот случай, сказал: "Я видел этого ребёнка 30 лет спустя, и он был таким же умным как и тогда перед Шейхом".
Его борьба
Лесли Бланш рассказывает в своей книге "Сабли Рая", что Шейх Мухаммад Эфенди аль-Яраги был Шейхом Имама Шамиля ан-Накшбанди. Во время войны с русскими он направлял его в стратегии и тактиках, что также делал Сайидина Джамалуддин аль-Гумуки аль-Хусайни, который был после него.
Шейх, обращаясь к горцам Дагестана, сказал: "Вы - и не мусульмане и не христиане и не язычники… Пророк (сас) сказал: "Тот является истинным мусульманином, кто соблюдает Коран и распространяет мой Шариат. Тот, кто поступает согласно моим предписаниям, будет находиться на небесах выше, чем все праведники, которые были до меня".
Шейх Яраги (ка) часто предсказывал будущее своим ученикам, и его предсказания всегда сбывались. Когда к нему однажды пришёл слепой и калека, он помолился за их исцеление. Если к нему приходил бедный, он становился потом богатым.
Он умер 17-го числа месяца Мухаррам в 1265-м году по Хиджре (1848-м году). Он уполномочил своего ученика Саййида Джамалуддина аль-Гумуки аль-Хусайни (ка) стать Мастером Тариката с той Тайной, которая была передана их общим Шейхом Саййидиной Исмаилом аш-Ширвани, и как он повелел.